МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Рассмотрена на заседании педагогического совета 30 августа 2022г , Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак / Джанаева Л.Р. приказ от 30 августа 2022.№ 59/7 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление деятельности: естественно - научное Тема: «Юный химик» Возраст обучающихся: 14-15 лет, 7-8 класс Срок реализации: 1 год Составитель: Сафаева Эльза Равильевна преподаватель – организатор химии аул Малый Барханчак 2023 Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак. Руководитель центра образования естественно – научной и технологической направленностей «Точка роста» ___________/_Исхакова З.К. «____»_____________ 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Юный химик». Программа модифицирована, составлена на основе программы Чернобельской Г.М., Дементьева А.И. «Мир глазами химика» (Чернобельская, Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 1999) и ориентирована на обучающихся 7-8 класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещѐ не хватает. Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и необходимым теоретическим материалом. Актуальность программы Данная программа обеспечивает равный доступ к занятиям различных категорий детей, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста». Цель: удовлетворить познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике, расширить знания учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент. Задачи: Предметные: · Сформировать навыки элементарной исследовательской работы; · Расширить знания учащихся по химии, экологии; · Научить применять коммуникативные и презентационные навыки; · Научить оформлять результаты своей работы. Метапредметные: · Развить умение проектирования своей деятельности; · Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации; · Продолжить развивать творческие способности. Личностные: · Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе; · · Совершенствовать навыки коллективной работы; Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год и разбита на модули, общее количество часов - 136. Принципы, лежащие в основе работы по программе: Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно. Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях; Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу. Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста. Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося. Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д. Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации. Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс - исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Методы и приемы. Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным и интересным: · сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД); · практические (лабораторные работы, эксперименты); · коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры); · комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки); · проблемный (создание на уроке проблемной ситуации). Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в обучении: · знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете; · умение ставить химические эксперименты; · умение выполнять исследовательские работы и защищать их; · сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе в воспитании: Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в воспитании: · воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно; · воспитание воли, характера; · воспитание бережного отношения к окружающей среде. Педагогические технологии, используемые в обучении: · Личностно-ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива. · Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе. · Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей. · Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками. · Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков. Средства: · программное обеспечение; · Интернет технологии; · оборудование центра «Точки роста». Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция. Ожидаемые результаты. Личностные: • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Метапредметные: В области коммуникативных УУД: • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. В области регулятивных УУД: • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еѐ осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Предметные • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Критерии оценки знаний, умений и навыков. Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно–исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий. Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно–исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике. Оценка эффективности работы: Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр. Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы. Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в школьном научном обществе, экологическом обществе. Формы подведения итогов реализации программы. · Итоговые выставки творческих работ; · Портфолио и презентации исследовательской деятельности; · Участие в конкурсах исследовательских работ; · Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества Содержание программы 1 Модуль «Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях» - 8 часов Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. Демонстрация. Удивительные опыты. Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ. 2 Модуль «Вещества вокруг тебя, оглянись!» – 60 часов Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней аптечке? Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелѐнка» или раствор бриллиантового зелѐного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода. Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина. Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительныеи животные масла. Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ. Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей. Лабораторная работа 3. Свойства воды. Практическая работа 1. Очистка воды. Лабораторная работа 4. Свойства уксусной кислоты. Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды. Лабораторная работа 6. Свойства чая. Лабораторная работа 7. Свойства мыла. Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла и СМС. Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами. Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зелѐнки и йода. Лабораторная работа 11 Получение кислорода из перекиси водорода. Лабораторная работа 12. Свойства аспирина. Лабораторная работа 13. Свойства крахмала. Лабораторная работа 14. Свойства глюкозы. Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел. 3 Модуль «Увлекательная химия для экспериментаторов» -52 часа. Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения с ними. История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Состав школьного мела. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Лабораторная работа 16. «Секретные чернила». Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок». Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты». Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел». Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков». Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора». 4 Модуль «Что мы узнали о химии?» – 20 часов Подготовка и защита мини-проектов. Учебный план ДОП «Юный химик» № п/п Наименование модуля Количество часов всего 1 2 3 4 «Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях» «Вещества вокруг тебя, оглянись!» «Увлекательная химия для экспериментаторов» «Что мы узнали о химии?» теория практика 8 4 4 60 16 44 52 45 7 20 10 10 Тематическое планирование № п/п Тема урока Основные учебные действия Планируемые результаты обучения Предметные: Метапредметные Регулятив ные: 1 -4 5-8 Химия — наука о веществах и превращениях Лабораторное оборудование Знакомиться с основными этапами исследовательской работы. Сформироватьзнание о гипотезе и эксперименте, как способе еѐ подтвердить или опровергнуть. Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химиявчера, сегодня, завтра. Техника безопасности в кабинете химии. Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, еѐ виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами. Меры Дата Познава тельные: проведения Коммуникативные: Вносят коррективыи дополненияв способ своих действий Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Адекватно используют речевые средствадля аргументации Вносят коррективы и дополненияв способ своих действий Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классифиации Работают в группе. Придерживаются моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества первой помощи при химическихожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы. 9 -12 Чистые вещества и смеси Самостоятельно выделяют и формулируют познавател ьную цель Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистыхвеществот смесей. Способы разделения смесей 13 -16 Вода Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и еѐ свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская. Знакомиться с основными веществами, встречающимися в повседневной жизни, их свойствами (физическими химическими) 17 -20 Очистка воды Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание. Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниями способам решения задач Сравнивать, классифи цировать и обобщать факты и явления объектов Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы Формируют ответственное отношение к учению Формулирует собственное мнение ипозицию Выстраивает собственное целостное мировоззрение Формулиуют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия Формирование ответственного отношения к учению, используя специально подобранные средства. Умение оценить степень успеха или неуспеха своей деятельности 21 -23 Уксусная кислота 24 -26 27 -31 32 -34 Пищевая сода Чай Мыло Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и еѐ физиологическое воздействие. Сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления Пищевая сода.Свойства и применение. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и чтоеще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Мыло или мыла? Отличие хозяйственного Ставят и формулируют проблему Формулирует собственное мнение и позицию Самосльно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи Отстаивать свою точку Выстаивает собственное целостное мировоззрение Адекватно используют речевые средствадля аргументации С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответств ии с задачами и условиями коммуникации Формирование интереса к 35 -38 . 39 -42 . СМС мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственногомыла. урока, самостоятельно создают алгоритм деятельностипри решении проблемы зрения, приводить аргументы, подтверждаяих фактами. Различать в устной речи мнение, доказатель ства, гипотезы исследованию Стиральныепорошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и чтоеще подлежит усвоению Структурируют знания. Выбирают наиболее эффективные Способы решения задачи в зависимости от конкретных условий Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Умеют слушать и слышать друг друга Договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе к столкновению интересов Определяют свою личнуюпозицию, адекватную дифференцированню самооценку своих партнеров. Косметические средства Знакомитьсясо специфичесими веществами, встречающимися в различных аспектах жизни человека, их свойствами (физическими и химическими), исследованиямина основании этих веществ Лосьоны, духи, кремы и прочаяпарфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи? Выбирают основанияи критерии для классификации Преобразовыв ать информацию из одного вида в другой 43 -46 Аптечный йод и зеленка 47-50 Перекись водорода Аптечный йод иего свойства. Почему йод нужно держать в плотно закупоренной склянке. «Зелѐнка»или раствор бриллиантового зелѐного. Перекись водородаи гидроперит. Свойства перекиси водорода. 51 -53 Аспирин Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина 54 -58 Крахмал Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Самосттельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера основных понятий Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Адекватно используют речевые средствадля аргументации Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Структури руют знания. Работают вгруппе. Придерживаются моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества Самостоятельно выделяют и формулируют познавател ьную цель Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы Формируют ответственное отношение к учению Сравнивать, классифицирова ть и обобщать факты и явления Формулирует собственное мнение и позицию Выстаивает собственное целостное мировоззрение 59 -64 Глюкоза 65 -70 Жиры и масла Глюкоза, ее свойства и применение. Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Что мы о них не знаем? Растительные и животные масла 71 -74 Понятие о симпатических чернилах 75 -78 Секретные чернила Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты Формулирует собственное мнение и позицию Выстаивает собственное целостное мировоззрение Ставят учебную задачуна основе соотнесениятого, что ужеизвестно и того, что еще не известно. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности Ставят учебную задачуна основе соотнесениятого, что ужеизвестно и того, что еще не известно. Устанавливают причинноследственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи Сравнивать, классифицирова ть и обобщать факты и явления. Самостоьно планироватьи реализовыть естественнонаучное исследование и проект в рамках известных понятий Самостояте льно формулиру ют познавател ьную цель и строят действия в соответств ии с ней Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Выбирают знаковосимволические средства для построения модели Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективн о сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Адекватно используют речевые средствадля аргументации История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы Формируют ответственное отношение к учению Понятие о мыльных пузырях История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Сравнивать, классифицирова ть и обобщать факты и явления Формулирует собственное мнение и позицию Выстаивает собственное целостное мировоззрен ие Изучение влияния внешних факторов на мыльные пузыри История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Проявляют устойчивый учебно – познавательный интерес к новым знаниям и способам решения задач Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, стоят понятные для партнера понятия Формирование ответственного отношения к учению, используя специально подобранные средства. Умение оценить степень успеха. Состав акварельных красок 83-86 Мыльные пузыри 87-90 91-94 Состав акварельных красок. Правила обращения с ними Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий 79-82 95-98 99-102 Обычный и необычный школьный мел Изготовление школьных мелков 103-106 Изготовление школьных мелков 107-110 Состав школьного мела Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы Формируют ответственное отношение к учению Выстраивает собственное мировоззрение Техника изготовления школьных мелков. Сравнивать, классифицирова ть и обобщать Формулирует собственное мнение Техника изготовления школьных мелков. Сравнивать, классифицирова ть и обобщать Формулирует собственное мнение Индикаторы. Изменение Понятие об индикаторах окраски индикаторов в различных средах. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий 111-114 Понятие об индикаторах Индикаторы. Изменение Самостоятельнопланир окраски индикаторов в овать и реализовывать различных средах. естественно- научное исследование и проект в рамках известных понятий 115-116 Изготовление растительных индикаторов Сличают свой способ действия с эталоном Растенияиндикаторы Умение работать с учебником, дополнителной литературой и Периодической системой Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Адекватно используют речевые средствадля аргументации Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) Развивают умение интегрироватьсяв группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстникамии взрослыми Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. Овладение навыками для практической деятельности 117-120 121-124 Изготовление растительных индикаторов Растенияиндикаторы Химия и планета Земля 125-136 Презентация проектов Презентация получившихся исследований, пр оектов Умение работать с учебником, дополнитель ной литературой и периодической системой Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. Овладение навыками для практической деятельности Умение работать с учебником, дополнителной литературой Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. Формулирует собственное мнение позицию Выстаивает собственное целостное мировоззрение Защита мини-проектов Сравнивать, классиф ицирова ть и обобщать факты и явления и Учебно-методический комплект 2. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. – Авт.-сост.: Н.В.Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2е,перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2016. — 105 с. 3. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие скомп лектом карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. –2-е изд., испр. –СПб.: Крисмас+, 2014. – 176 с. 4. Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 2018. 5. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,2016.-191с. 6. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 2018. 7. Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 2015. 8. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2014 Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ» 9. М., 2015 10. Комплект оборудования центра «Точка роста».