Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1578

Редакция от 23 фев 2016
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578

О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 года №
413
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, № 23, ст.2923; № 33, ст.4386; № 37, ст.4702; 2014,
№ 2, ст.126; № 6, ст.582; № 27, ст.3776; 2015, № 26, ст.3898; № 43, ст.5976), и
пунктом 20 Правил разработки, утверждения федеральных государственных
образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №
661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377; 2014,
№
38,
ст.5069),
приказываю:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480), с
изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1645 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 9 февраля 2015 года,
регистрационный № 35953).
Министр
Д.В.Ливанов
Зарегистрировано
в
Российской
9
февраля
регистрационный № 41020

Министерстве
2016

юстиции
Федерации
года,

Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации
от 31 декабря 2015 года № 1578

Приложение. Изменения, которые вносятся в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 года № 413
1.
Дополнить
пунктом
7.1
следующего
содержания:
"7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной
программы должны отражать:
1)

для

глухих,

слабослышащих,

позднооглохших

обучающихся:

способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при
реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая
устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе
жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2)

для

обучающихся

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата:

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом
пространстве
с
использованием
специального
оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной
организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3)

для

обучающихся

с

расстройствами

аутистического

спектра:

формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях,
удерживать
границы
взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.".
2.

Дополнить

пунктом

8.1

следующего

"8.1. Метапредметные результаты освоения
образовательной программы должны отражать:
1)

для

глухих,

слабослышащих,

адаптированной

позднооглохших

владение навыками определения и исправления
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2)

для

обучающихся

с

расстройствами

содержания:
основной

обучающихся:

специфических
аутистического

ошибок
спектра:

способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения
результата при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей
помощи
тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи
тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с
заданными
эталонами
при
организующей
помощи
тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и
неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при
организующей
помощи
тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для
представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем
решения учебных и практических задач при организующей помощи педагогапсихолога
и
тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогупсихологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении
какого-либо
вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами
при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и
интерпретировать получаемую информацию из различных источников.".
3.
"9.1.

Пункт

9.1
Русский

изложить
язык

в

следующей
и

редакции:
литература

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской
гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать,
быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи
альтернативных
средств
коммуникации,
должно
обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества,
государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные
темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, языку межнационального
общения
народов
России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным
ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому

литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой
культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям
и
осознание
исторической
преемственности
поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения
русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
русского
речевого
этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и
литература"
включают
результаты
изучения
учебных
предметов:
"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны
отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений
возможностях русского языка;

об

изобразительно-выразительных

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы;

11)

для

слепых,

слабовидящих

обучающихся:

сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12)

для

глухих,

слабослышащих,

позднооглохших

обучающихся:

сформированность и развитие основных видов речевой деятельности
обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых
аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
13)

для

обучающихся

с

расстройствами

аутистического

спектра:

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной
коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных
высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и
чувства,
обозначить
собственную
позицию.
"Русский язык", "Литература" (углубленный уровень) - требования к предметным
результатам освоения углубленного курса русского языка и литературы должны
включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно
отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а
также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

текстов

разной

6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных
произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного
текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном
авторском стиле;

11) владение начальными навыками литературоведческого
историко- и теоретико-литературного характера;

исследования

12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного
произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр,
кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений
литературной критики.".
4. Пункты 9.1.1 и 9.1.2 исключить.
5.

Дополнить

"9.2.

новыми

Родной

пунктами
язык

9.2

и
и

9.3

следующего
родная

содержания:
литература

Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно
обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в
различных
формах
и
на
разные
темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры
своего
народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным
ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству
познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к
ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к
свершениям,
традициям
своего
народа
и
осознание
исторической
преемственности
поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в
соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования,
освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная
литература" включают предметные результаты учебных предметов: "Родной
язык", "Родная литература" (базовый и углубленный уровень) - требования к
предметным результатам освоения базового курса родного языка и родной
литературы должны отражать:

1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о
них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с
окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
3) сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном
языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8)
сформированность
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
11) сформированность навыков понимания литературных
произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
9.3.

Иностранные

художественных
языки

Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки"
включают
предметные
результаты
изучения
учебных
предметов:
"Иностранный язык", "Второй иностранный язык" (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного
языка должны отражать:

1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой
для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного
общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого
языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой
специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и
страны/стран
изучаемого
языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего
выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями
изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран,
использующими
данный
язык
как
средство
общения;
4) сформированное умения использовать иностранный язык как средство для
получения информации из иноязычных источников в образовательных и
самообразовательных
целях.
"Иностранный язык", "Второй иностранный язык" (углубленный уровень) требования к предметным результатам освоения углубленного курса
иностранного языка должны включать требования к результатам освоения
базового курса и дополнительно отражать:
1) достижение уровня владения иностранным языком, превышающего пороговый,
достаточного для делового общения в рамках выбранного профиля;
2) сформированность умения перевода с иностранного языка на русский при
работе с несложными текстами в русле выбранного профиля;
3) владение иностранным языком как одним из средств формирования учебноисследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных
областях.".
6. Пункты 9.2-9.5 считать соответственно пунктами 9.4-9.7.
7. Подраздел "Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия" (базовый уровень) пункта 9.5 дополнить подпунктами 9 и 10
следующего
содержания:
"9)

для

слепых

и

слабовидящих

обучающихся:

овладение правилами записи математических формул и специальных знаков
рельефно-точечной
системы
обозначений
Л.Брайля;
овладение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия
рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических
фигур
и
другое;
наличие умения выполнять геометрические построения с помощью циркуля и
линейки, читать рельефные графики элементарных функций на координатной
плоскости, применять специальные приспособления для рельефного черчения
("Драфтсмен",
"Школьник");
овладение основным функционалом программы невизуального доступа к

информации на экране персонального компьютера, умение использовать
персональные тифлотехнические средства информационно-коммуникационного
доступа слепыми обучающимися;
10)

для

обучающихся

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата:

овладение специальными компьютерными средствами представления и анализа
данных и умение использовать персональные средства доступа с учетом
двигательных,
речедвигательных
и
сенсорных
нарушений;
наличие умения использовать персональные средства доступа.".
8. В пункте 9.6:
а) подраздел "Физика" (базовый уровень) дополнить подпунктом 7) следующего
содержания:
"7) овладение (сформированность представлений) правилами записи физических
формул рельефно-точечной системы обозначений Л.Брайля (для слепых и
слабовидящих обучающихся).";
б) подраздел "Химия" (базовый уровень) дополнить подпунктами 7 и 8
следующего
содержания:
"7) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья овладение
основными доступными методами научного познания;
8) для слепых и слабовидящих обучающихся овладение правилами записи
химических формул с использованием рельефно-точечной системы обозначений
Л.Брайля.".
9. Подраздел "Физическая культура" (базовый уровень) пункта 9.7 дополнить
подпунктами
6
и
7
следующего
содержания:
"6)

для

слепых

и

слабовидящих

обучающихся:

сформированность приемов осязательного и слухового самоконтроля в процессе
формирования
трудовых
действий;
сформированность представлений о современных бытовых тифлотехнических
средствах, приборах и их применении в повседневной жизни;
7)

для

обучающихся

с

нарушениями

опорно-двигательного

аппарата:

овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья,
поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний,
связанных с учебной и производственной деятельностью с учетом двигательных,
речедвигательных
и
сенсорных
нарушений;
овладение доступными способами самоконтроля индивидуальных показателей
здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и
физических
качеств;
овладение доступными физическими упражнениями разной функциональной

направленности, использование их в режиме учебной и производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой
работоспособности;
овладение доступными техническими приёмами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной
деятельности.".
10.

Пункт

18.2.2

изложить

в

следующей

редакции:

"18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов
освоения
основной
образовательной
программы.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее
структуру.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение
каждой
темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности;
3) тематическое планирование.".
11.
абзацы

В
восьмой

-

одиннадцатый

пункте
изложить

в

18.3.1:
следующей

редакции:

"Предметная область "Русский язык и литература", включающая учебные
предметы:
"Русский

язык",

"Литература"

(базовый

и

углубленный

уровни).

Предметная область "Родной язык и родная литература", включающая учебные
предметы:
"Родной язык", "Родная литература" (базовый уровень и углубленный уровень).";
абзацы двенадцатый - тридцать третий считать соответственно абзацами
тринадцатым
тридцать
четвертым;

в абзаце тридцать девятом цифры "9 (10)" заменить цифрами "10 (11)", слова
"Русский язык и литература" заменить словами "Русский язык", "Литература"".
12.

Пункт

22

дополнить

абзацем

следующего

содержания:

"Организация, осуществляющая образовательную деятельность и реализующая
адаптированную основную образовательную программу, должна быть
укомплектована педагогическими работниками, владеющими специальными
педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья.".

© Материал из Справочной системы «Образование»
https://mini.1obraz.ru
Дата копирования: 18.01.2021


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 88654268697

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».