Рабочая программа по русскому языку Исхакова З.К. Шихапова Э.Р. 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИПАТОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МКОУ СОШ № 16 а. Малый Барханчак

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением МКОУ
СОШ № 16 аул Малый Барханчак

Заместителем директора по
УВР

Врио директора МКОУ СОШ
№ 16 аул Малый Барханчак

___________
____________

З.К. Исхакова

_______________________

З.Т. Абдурахманова

Л.Р. Джанаева

Приказ № 87 от «30 » августа 2023 г. Приказ № 87 от «30 » Приказ № 87 от «30 » августа
2023 г
августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1139652)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 2 класса

Составители: Исхакова З.К.,
Шихапова Э.Р.
учитель начальных классов

аул Малый Барханчак 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами

являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых
и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные
звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн
(повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и

бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;



признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:



сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
 устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);



анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­исследования,
проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;






проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова
со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт;
щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный
мягкий знак;
 правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
 писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;












находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

6

3

Лексика

10

4

Состав слова

14

5

Морфология

19

6

Синтаксис

8

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

8

Резервное время

32

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

12

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ ЯЗЫК.
1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Язык как явление национальной культуры.
Многообразие языкового пространства
России и мира. Наша речь и наш язык

1

2

Диалогическая форма речи

1

3

Резервный урок по разделу лексика: о
происхождении слов

1

4

Текст

1

5

Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли

6

Тема текста

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD

1

1

Электронное
приложение к

7

Основная мысль

1

8

Заглавие текста

1

9

Подбор заголовков к предложенным
текстам

1

10

Отработка умения подбирать заголовки к
предложенным текстам. Отражение в
заголовке темы или основной мысли текста

1

11

Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка

1

12

Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений. Тренинг

1

13

Отработка умения корректировать тексты с
нарушенным порядком предложений

1

14

Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев

1

15

Отработка умения корректировать тексты с
нарушенным порядком абзацев

1

16

Предложение как единица языка

1

17

Предложение и слово

1

учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное

приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

18

Связь слов в предложении

1

19

Виды предложений по цели высказывания

1

20

Восклицательные и невосклицательные
предложения

1

21

Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения

1

22

Наблюдение за выделением в устной речи
одного из слов предложения (логическое
ударение)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

23

Резервный урок по разделу синтаксис:
наблюдение за главными и
второстепенными членами предложения

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

24

Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении

1

25

Предложение: систематизация знаний

1

26

Слово и его значение

1

27

Значение слова в словаре. Уточняем
значение слова самостоятельно, по тексту

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

или с помощью толкового словаря
28

Однозначные и многозначные слова

1

29

Значение слова в словаре и тексте

1

30

Многозначные слова. Прямое и переносное
значение слова

1

31

Синонимы

1

32

Синонимы в тексте

1

33

Антонимы

1

34

Наблюдение за использованием антонимов

1

35

Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем

1

36

Обобщение знаний по разделу «Лексика»

1

37

Резервный урок по разделу лексика:
проверочная работа

1

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

38

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

39

Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова

1

40

Корень как часть слова

1

41

Корень как общая часть родственных слов

1

42

Корень слова: обобщение знаний

1

43

Окончание как изменяемая часть слова

1

44

Изменение формы слова с помощью
окончания

1

45

Различение изменяемых и неизменяемых
слов

1

46

Резервный урок по разделу состав слова:
нулевое окончание (наблюдение)

1

47

Суффикс как часть слова

1

48

Приставка как часть слова (наблюдение)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к

49

Роль суффиксов и приставок

1

50

Состав слова: систематизация знаний

1

51

Состав слова: обобщение

1

52

Резервный урок по разделу состав слова:
Тренинг. Нахождение однокоренных слов.
Выделение корня

1

53

Резервный урок по разделу состав слова:
как образуются слова (наблюдение)

1

54

Суффикс как часть слова: наблюдение за
значением

1

55

Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со словарями

1

56

Перенос слов по слогам

1

57

Перенос слов по слогам: закрепление

1

58

Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков

1

59

Составление устного рассказа по

1

учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное

репродукции картины З. Серебряковой "За
обедом"

приложение к
учебнику(СD)

60

Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

61

Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

62

Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне

1

63

Единообразное написание гласных в корне

1

64

Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук в
корне слова

1

65

Обозначение буквой безударного гласного
звука в корне слова

1

66

Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне: закрепление

1

67

Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

68

Непроверяемые гласные в корне слова

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

69

Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными в
корне слова

1

70

Списывание текста. Словарный диктант

1

71

Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

72

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный звук
[й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы для их
обозначения

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

73

Знакомство с жанром поздравления

1

74

Функции мягкого знака

1

75

Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки

1

76

Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос при работе в паре
(группе)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

77

Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения при работе в паре
(группе)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

78

Повторение алгоритма списывания текста

1

79

Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)

1

80

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

81

Резервный урок по разделу орфография:
тренинг "Знаки препинания в конце
предложения" с использованием
электронных образовательных ресурсов

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

82

Резервный урок по разделу орфография:
тренинг "Слог. Перенос слов" с
использованием электронных
образовательных ресурсов

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

83

Резервный урок по разделу орфография:
использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения)
написания слова

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

84

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

85

Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. при
работе в паре (группе)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

86

Гласные после шипящих в сочетаниях жи,

1

Электронное

ши (в положении под ударением)

приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

87

Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу

1

88

Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

89

Резервный урок по разделу развитие речи:
составление текста по рисунку на тему
"День рождения"

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

90

Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

91

Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

92

Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова

1

93

Способы проверки согласных в корне
слова

1

94

Отработка правописания слов с парным по
глухости звонкости согласным в корне
слова

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

95

Учимся писать буквы согласных в корне
слова

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

96

Объяснительный диктант: учимся писать
буквы согласных в корне слова

1

Электронное
приложение к

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

97

Учимся писать буквы гласных и согласных
в корне слова

98

Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по глухостизвонкости согласны хзвуков в корне слова"
с использованием электронных
образовательных ресурсов

1

99

Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы

1

100

Списывание текста. Словарный диктант

1

101

Использование на письме разделительных
ъиь

1

102

Правописание слов с разделительным
мягким знаком

1

103

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

104

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и другими
изученными орфограммами

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

105

Отработка способов решения

1

Электронное
приложение к

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с разделительным
мягким знаком" с использованием
электронных образовательных ресурсов

учебнику(СD)

106

Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

107

Списывание текста. Словарный диктант

1

108

Имя существительное как часть речи

1

109

Имя существительное: употребление в
речи

1

110

Имя существительное: значение

1

111

Имя существительное : вопросы («кто?»,
«что?»)

1

112

Употребление прописной и строчной
буквы

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

113

Составление устного рассказа по
репродукции картины И. Шишкина "Утро
в сосновом лесу"

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

114

Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей, клички

1

Электронное
приложение к

1

животных

учебнику(СD)
1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

116

Составление устного рассказа с опорой на
личные наблюдения и вопросы:
составление текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

117

Имя существительное: изменение по
числам

1

118

Число имён существительных

1

119

Резервный урок по разделу морфология:
изменение по числам имен
существительных

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

120

Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

121

Глагол как часть речи

1

122

Глагол: значение. Для чего нужны глаголы
в нашей речи?

1

123

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.

1

124

Единственное и множественное число

1

115

Прописная буква в именах собственных:
географические названия

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к

глаголов

учебнику(СD)

125

Резервный урок по разделу развитие речи:
Составление текста на тему пословицы

1

126

Текст-повествование

1

127

Особенности текстов-повествований

1

128

Резервный урок по разделу развитие речи:
учимся сочинять текст-повествование.
Составление текста-повествования на тему
"Как приготовить салат"

1

129

Обобщение знаний о глаголе

1

130

Резервный урок по разделу морфология.
Тренинг. Отработка темы "Глагол"

1

131

Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)

1

132

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

133

Имя прилагательное как часть речи

1

134

Имя прилагательное: значение

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

135

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

136

Резервный урок по разделу морфология:
роль имён прилагательных в тексте.
Единственное и множественное число
имен прилагательных

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

137

Связь имени прилагательного с именем
существительным

1

138

Текст-описание

1

139

Резервный урок по разделу развитие речи:
составление текста (рассказа или сказки)
на тему "Путешествие снежинки на землю"

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

140

Особенности текстов-описаний

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

141

Резервный урок по разделу развитие речи:
учимся сочинять текст-описание.
Составление текста-описания натюрморта

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

142

Диктант на изученные орфограммы в
корне слова

1

143

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

144

Резервный урок по разделу развитие речи:
Составление текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

145

Резервный урок по разделу развитие речи:
составление текста по рисунку с
включением в него диалога. Практикум по
овладению диалогической речью

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

146

Текст-рассуждение

1

147

Особенности текстов-рассуждений

1

148

Предлог. Отличие предлогов от приставок

1

149

Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.

1

150

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

1

151

Раздельное написание предлогов с
именами существительными: закрепление

1

152

Части речи: обобщение. Тренинг

1

153

Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и
групповой работы

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

154

Резервный урок по разделу морфология:

1

Электронное

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

части речи. Тренинг

155

Различение текстов-описаний и текстовповествований

1

156

Резервный урок по разделу морфология.
Тренинг. Отработка темы "Предлоги"

1

157

Части речи: систематизация знаний

1

158

Резервный урок по разделу морфология:
роль имён существительных в тексте

1

159

Резервный урок по разделу морфология:
роль глаголов в тексте

1

160

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация

1

161

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение

1

162

Резервный урок по разделу развитие речи:
проверочная работа

1

163

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг "Правописание имен
собственных" с использованием
электронных образовательных ресурсов

1

1

приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)

164

Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическая зоркость
как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием суффиксов
имён существительных; правописание
парных по глухости-звонкости согласны
звуков в корне слова (с использованием
электронных образовательных ресурсов)

1

165

Резервный урок по разделу орфография.
Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имен
прилагательных; правописание слов с
разделительным мягким знаком (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

166

Резервный урок по разделу орфография.
Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием приставок; правописание
буквосочетаний с шипящими звуками (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

167

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль "Правописание

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

буквосочетаний с шипящими звуками" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
168

Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа

169

Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа

170

Контрольный диктант

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

1

Электронное
приложение к
учебнику(СD)

1

1

1

170

12

Электронное
приложение к
учебнику(СD)
0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный,
орфоэпический, фразеологизмов.
2. Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
3. Персональный компьютер
4. Интерактивная доска.
5. Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
6. ИКТ и ЦОР:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам:
http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://schoolcollection.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику
1. https://resh.edu.ru
2. https://uchi.ru
3. https://www.yaklass.ru
4. https://myschool.edu.ru/
5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
6. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru
10. оборудования и электронных образовательных
11. ресурсов для общего образования 1-4 класс
12. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
13. сайт для учителей» 1-4 класс
14. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru
15. и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 88654268697

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».