МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИПАТОВСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МКОУ СОШ № 16 а. Малый Барханчак
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методическим объединением МКОУ
СОШ № 16 аул Малый Барханчак
Заместителем директора по
УВР
Врио директора МКОУ СОШ
№ 16 аул Малый Барханчак
___________
____________
З.К. Исхакова
_______________________
З.Т. Абдурахманова
Л.Р. Джанаева
Приказ № 87 от «30 » августа 2023 г. Приказ № 87 от «30 » Приказ № 87 от «30 » августа
2023 г
августа 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1139652)
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 2 класса
Составители: Исхакова З.К.,
Шихапова Э.Р.
учитель начальных классов
аул Малый Барханчак 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых
и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные
звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков,
функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац
(красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии
людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со
строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в
сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн
(повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой
речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема
текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на
вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на
основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния
и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся
в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм
речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес
к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная
принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое);
устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные
операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи
на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить
по
предложенному
плану
несложное
лингвистическое
миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов
проведённого
наблюдения
за
языковым
материалом
(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)
в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования,
проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по
выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных
шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова
со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их
значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи
употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и
другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной
окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт;
щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и
глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный
мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения
на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать
изученные понятия в процессе решения учебных задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Контрольные
работы
Всего
1
Общие сведения о языке
1
2
Фонетика и графика
6
3
Лексика
10
4
Состав слова
14
5
Морфология
19
6
Синтаксис
8
7
Орфография и пунктуация
50
8
Развитие речи
30
Практические
работы
8
Резервное время
32
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
170
12
0
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «РУССКИЙ ЯЗЫК.
1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ)
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
Язык как явление национальной культуры.
Многообразие языкового пространства
России и мира. Наша речь и наш язык
1
2
Диалогическая форма речи
1
3
Резервный урок по разделу лексика: о
происхождении слов
1
4
Текст
1
5
Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте
законченной мысли
6
Тема текста
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru
https://www.yaklass.ru
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD
1
1
Электронное
приложение к
7
Основная мысль
1
8
Заглавие текста
1
9
Подбор заголовков к предложенным
текстам
1
10
Отработка умения подбирать заголовки к
предложенным текстам. Отражение в
заголовке темы или основной мысли текста
1
11
Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка
1
12
Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений. Тренинг
1
13
Отработка умения корректировать тексты с
нарушенным порядком предложений
1
14
Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев
1
15
Отработка умения корректировать тексты с
нарушенным порядком абзацев
1
16
Предложение как единица языка
1
17
Предложение и слово
1
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
18
Связь слов в предложении
1
19
Виды предложений по цели высказывания
1
20
Восклицательные и невосклицательные
предложения
1
21
Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения
1
22
Наблюдение за выделением в устной речи
одного из слов предложения (логическое
ударение)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
23
Резервный урок по разделу синтаксис:
наблюдение за главными и
второстепенными членами предложения
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
24
Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении
1
25
Предложение: систематизация знаний
1
26
Слово и его значение
1
27
Значение слова в словаре. Уточняем
значение слова самостоятельно, по тексту
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
или с помощью толкового словаря
28
Однозначные и многозначные слова
1
29
Значение слова в словаре и тексте
1
30
Многозначные слова. Прямое и переносное
значение слова
1
31
Синонимы
1
32
Синонимы в тексте
1
33
Антонимы
1
34
Наблюдение за использованием антонимов
1
35
Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем
1
36
Обобщение знаний по разделу «Лексика»
1
37
Резервный урок по разделу лексика:
проверочная работа
1
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
38
Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова
1
39
Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова
1
40
Корень как часть слова
1
41
Корень как общая часть родственных слов
1
42
Корень слова: обобщение знаний
1
43
Окончание как изменяемая часть слова
1
44
Изменение формы слова с помощью
окончания
1
45
Различение изменяемых и неизменяемых
слов
1
46
Резервный урок по разделу состав слова:
нулевое окончание (наблюдение)
1
47
Суффикс как часть слова
1
48
Приставка как часть слова (наблюдение)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
49
Роль суффиксов и приставок
1
50
Состав слова: систематизация знаний
1
51
Состав слова: обобщение
1
52
Резервный урок по разделу состав слова:
Тренинг. Нахождение однокоренных слов.
Выделение корня
1
53
Резервный урок по разделу состав слова:
как образуются слова (наблюдение)
1
54
Суффикс как часть слова: наблюдение за
значением
1
55
Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со словарями
1
56
Перенос слов по слогам
1
57
Перенос слов по слогам: закрепление
1
58
Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков
1
59
Составление устного рассказа по
1
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
репродукции картины З. Серебряковой "За
обедом"
приложение к
учебнику(СD)
60
Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
61
Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
62
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне
1
63
Единообразное написание гласных в корне
1
64
Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук в
корне слова
1
65
Обозначение буквой безударного гласного
звука в корне слова
1
66
Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне: закрепление
1
67
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
68
Непроверяемые гласные в корне слова
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
69
Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными гласными в
корне слова
1
70
Списывание текста. Словарный диктант
1
71
Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
72
Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный звук
[й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы для их
обозначения
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
73
Знакомство с жанром поздравления
1
74
Функции мягкого знака
1
75
Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки
1
76
Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос при работе в паре
(группе)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
77
Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения при работе в паре
(группе)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
78
Повторение алгоритма списывания текста
1
79
Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)
1
80
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
81
Резервный урок по разделу орфография:
тренинг "Знаки препинания в конце
предложения" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
82
Резервный урок по разделу орфография:
тренинг "Слог. Перенос слов" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
83
Резервный урок по разделу орфография:
использование орфографического словаря
учебника для определения (уточнения)
написания слова
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
84
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч
1
85
Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. при
работе в паре (группе)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
86
Гласные после шипящих в сочетаниях жи,
1
Электронное
ши (в положении под ударением)
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
87
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу
1
88
Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)
1
89
Резервный урок по разделу развитие речи:
составление текста по рисунку на тему
"День рождения"
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
90
Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
91
Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
92
Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова
1
93
Способы проверки согласных в корне
слова
1
94
Отработка правописания слов с парным по
глухости звонкости согласным в корне
слова
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
95
Учимся писать буквы согласных в корне
слова
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
96
Объяснительный диктант: учимся писать
буквы согласных в корне слова
1
Электронное
приложение к
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
97
Учимся писать буквы гласных и согласных
в корне слова
98
Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание парных по глухостизвонкости согласны хзвуков в корне слова"
с использованием электронных
образовательных ресурсов
1
99
Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы
1
100
Списывание текста. Словарный диктант
1
101
Использование на письме разделительных
ъиь
1
102
Правописание слов с разделительным
мягким знаком
1
103
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком
1
104
Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и другими
изученными орфограммами
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
105
Отработка способов решения
1
Электронное
приложение к
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
орфографической задачи в зависимости от
места орфограммы в слове. Тренинг
"Правописание слов с разделительным
мягким знаком" с использованием
электронных образовательных ресурсов
учебнику(СD)
106
Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов
1
107
Списывание текста. Словарный диктант
1
108
Имя существительное как часть речи
1
109
Имя существительное: употребление в
речи
1
110
Имя существительное: значение
1
111
Имя существительное : вопросы («кто?»,
«что?»)
1
112
Употребление прописной и строчной
буквы
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
113
Составление устного рассказа по
репродукции картины И. Шишкина "Утро
в сосновом лесу"
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
114
Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей, клички
1
Электронное
приложение к
1
животных
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
116
Составление устного рассказа с опорой на
личные наблюдения и вопросы:
составление текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
117
Имя существительное: изменение по
числам
1
118
Число имён существительных
1
119
Резервный урок по разделу морфология:
изменение по числам имен
существительных
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
120
Объяснительный диктант на изученные
правила (орфограммы корня, прописная
буква и др.)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
121
Глагол как часть речи
1
122
Глагол: значение. Для чего нужны глаголы
в нашей речи?
1
123
Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.
1
124
Единственное и множественное число
1
115
Прописная буква в именах собственных:
географические названия
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
глаголов
учебнику(СD)
125
Резервный урок по разделу развитие речи:
Составление текста на тему пословицы
1
126
Текст-повествование
1
127
Особенности текстов-повествований
1
128
Резервный урок по разделу развитие речи:
учимся сочинять текст-повествование.
Составление текста-повествования на тему
"Как приготовить салат"
1
129
Обобщение знаний о глаголе
1
130
Резервный урок по разделу морфология.
Тренинг. Отработка темы "Глагол"
1
131
Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)
1
132
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
133
Имя прилагательное как часть речи
1
134
Имя прилагательное: значение
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
135
Обобщение знаний об имени
прилагательном
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
136
Резервный урок по разделу морфология:
роль имён прилагательных в тексте.
Единственное и множественное число
имен прилагательных
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
137
Связь имени прилагательного с именем
существительным
1
138
Текст-описание
1
139
Резервный урок по разделу развитие речи:
составление текста (рассказа или сказки)
на тему "Путешествие снежинки на землю"
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
140
Особенности текстов-описаний
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
141
Резервный урок по разделу развитие речи:
учимся сочинять текст-описание.
Составление текста-описания натюрморта
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
142
Диктант на изученные орфограммы в
корне слова
1
143
Работа над ошибками, допущенными в
диктанте
1
144
Резервный урок по разделу развитие речи:
Составление текста о своем любимом
домашнем питомце по вопросам
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
145
Резервный урок по разделу развитие речи:
составление текста по рисунку с
включением в него диалога. Практикум по
овладению диалогической речью
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
146
Текст-рассуждение
1
147
Особенности текстов-рассуждений
1
148
Предлог. Отличие предлогов от приставок
1
149
Наиболее распространённые предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
1
150
Раздельное написание предлогов с
именами существительными
1
151
Раздельное написание предлогов с
именами существительными: закрепление
1
152
Части речи: обобщение. Тренинг
1
153
Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и
групповой работы
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
154
Резервный урок по разделу морфология:
1
Электронное
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
части речи. Тренинг
155
Различение текстов-описаний и текстовповествований
1
156
Резервный урок по разделу морфология.
Тренинг. Отработка темы "Предлоги"
1
157
Части речи: систематизация знаний
1
158
Резервный урок по разделу морфология:
роль имён существительных в тексте
1
159
Резервный урок по разделу морфология:
роль глаголов в тексте
1
160
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация
1
161
Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение
1
162
Резервный урок по разделу развитие речи:
проверочная работа
1
163
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности. Тренинг "Правописание имен
собственных" с использованием
электронных образовательных ресурсов
1
1
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
164
Резервный урок по разделу
орфография.Орфографическая зоркость
как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки:
наблюдение за правописанием суффиксов
имён существительных; правописание
парных по глухости-звонкости согласны
звуков в корне слова (с использованием
электронных образовательных ресурсов)
1
165
Резервный урок по разделу орфография.
Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием суффиксов имен
прилагательных; правописание слов с
разделительным мягким знаком (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
166
Резервный урок по разделу орфография.
Орфографическая зоркость как осознание
места возможного возникновения
орфографической ошибки: наблюдение за
правописанием приставок; правописание
буквосочетаний с шипящими звуками (с
использованием электронных
образовательных ресурсов)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
167
Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности. Контроль "Правописание
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
буквосочетаний с шипящими звуками" с
использованием электронных
образовательных ресурсов
168
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа
169
Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа
170
Контрольный диктант
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
1
1
1
170
12
Электронное
приложение к
учебнику(СD)
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный,
орфоэпический, фразеологизмов.
2. Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок.
3. Персональный компьютер
4. Интерактивная доска.
5. Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
6. ИКТ и ЦОР:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам:
http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
http://schoolcollection.edu.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Электронное приложение к учебнику
1. https://resh.edu.ru
2. https://uchi.ru
3. https://www.yaklass.ru
4. https://myschool.edu.ru/
5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
6. Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Каталог учебных изданий, электронного http://www.ndce.edu.ru
10. оборудования и электронных образовательных
11. ресурсов для общего образования 1-4 класс
12. Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
13. сайт для учителей» 1-4 класс
14. Сайт «Я иду на урок русского языка» http://www.rus.1september.ru
15. и электронная версия газеты «Русский язык» 1-4 кл.