Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак Ипатовского района Ставропольского края Рассмотрена на заседании педагогического совета « 30» августа 2023 г., Протокол №1 УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак __________ / Джанаева Л.Р./ приказ № 87 от « 30» августа 2023г. Рабочая программа по русскому языку (11 класс) на 2023-2024 учебный год учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ № 16 а. Малый Барханчак Аббасовой Ильмиры Залимовны аул Малый Барханчак, 2023 – 2024 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 11 класс составлена на основе Закона РФ «Об Образовании», федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы курса «Русский язык». 10—11 классы. Базовый уровень /авт.сост. Н.Г. Гольцова. (ФГОС. Инновационная школа). М.: «Русское слово», 2020. Учебника: «Русский язык 10-11 классы»: для общеобразовательных учреждений. (Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А). - М.: Русское слово, 2014. Методического пособия «Русский язык.10-11 классы» Книги для учителя. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А- М.: Русское слово, 2013. Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Выбор авторской программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся. Цели обучения русскому языку: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; применение полученных знаний и умений в речевой практике. Задачи обучения компетентности подхода: русскому языку в старшей школе определяются с позиций воспитать гражданина и патриота; сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения; развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития; углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения. Затруднения и пути их решения: низкий уровень мотивации учащихся к изучению русского языка; два часа русского языка в неделю мало; материал в учебниках недостаточно четко изложен, мало практических заданий, особенно текстов, способствующих подготовке к ЕГЭ; нарушение принципа текстоцентрического подхода к преподаванию русского языка, что выражается в недостаточном внимании к работе с текстом как важнейшей единицей в обучении русскому языку; на основе текста осуществляется познание грамматических категорий, языковых явлений, формируется система лингвистических понятий; отсутствие системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку; отсутствие должного внимания к формированию речевой культуры ученика. Поэтому учебник Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина представляет собой удачное соединение системности, научности и практической значимости. При доминирующем в процессе преподавания русского языка в школах изучении орфографии и пунктуации в отрыве от языковой системы как органичного единства, настоящий учебник направляет школьников на изучение системы языка в целом, что позволит освоить орфографию и пунктуацию как часть системы, не отдавая ей главенствующие позиции. Принцип научности можно назвать основным в анализируемом учебнике: в нем представлены все разделы языковой системы в соответствии с теоретическими трудами ведущих языковедов. Другим несомненным достоинством учебника является его практическая ориентация. Знание языковой системы без практического применения этих знаний не дает ничего, но функциональность полученной научной информации позволяет осваивать систему в действии. Дихотомия «язык - речь» в полной мере реализована в анализируемом учебнике: ученик активизирует информацию о языковом явлении и применяет ее на практике, что отражено уже в названиях параграфов: «Синонимы и их употребление», «Паронимы и их употребление» и т.д. Третьим достоинством учебника является представленность раздела «Культура речи», что особенно важно, так как в наш век интеграции и развития культурных связей особую роль играет процесс межличностной коммуникации. Успешная деятельность социального субъекта на сто процентов зависит от его коммуникативного потенциала, умения правильно оценивать ситуации общения и выбирать адекватные языковые средства. Особенно важна культура речи для молодых людей, чья социально-психологическая адаптация в мире только начинается: насколько успешно подросток будет выстраивать свою коммуникативную деятельность, настолько успешным и комфортным будет его положение в социуме. Этот раздел учебника особенно актуален в свете плачевного состояния речевой культуры общества в целом и подростков в частности. Технологии, используемые в образовательном процессе: o Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов. o Технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков. o Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе. o Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления класса на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. o Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала o Информационно-коммуникационные технологии. o Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета русского языка, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей и т.д., использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиН, активное внедрение оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические o o o o паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствие условий в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений, наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы. o Технология разноуровневого обучения o Технология обучения как учебного исследования Технология обучения в сотрудничестве o Метод проектов o Информационные технологии. Технологии оценивания достижений учащихся o Технология "Портфолио" Рейтинговые технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» o Технология проведения дискуссий Тренинговые технологии Индивидуальные особенности класса Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 27 человек. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ: 1. Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2004. 2. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Русский язык 10-11кл.: Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2002. 3. Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Русский язык. 10-11классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. - М., «Русское слово», 2004. 4. Будникова Н. Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2009. 5. Петровская С. С. и др. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000. 6. Журнал «Русский язык в школе». 7. Бежанова С. В., Ганина Е. В. Сборник тестов по русскому языку. – Москва - Воронеж, 2012. 8. Огай О. Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2011. 9. Трошева Т. Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. пособие. – Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007. 10. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001. 11. Андрей Тихов. Русский язык на отлично. - Редакция сайта Педсовет.org, Белгород, 2007. График контрольных диктантов, сочинений и тестирований № п/п Тема Колво часов 3 Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. 6 5 Контрольное тестирование 2 6 Диктант 2 7 Итоговое тестирование 2 Содержание тем учебного курса (68 ч.) Повторение изученного в 10 классе Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания. Синтаксис и пунктуация Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Предложение Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое неосложненное предложение Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненные и неосложненные предложения. Простое неосложненное предложение Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненные и неосложненные предложения. Простое осложненное предложение Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения. Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах. Употребление знаков препинания Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Стилистика Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров. Тематическое планирование № 1 -2 3-4 5-6 7-8 Число Тема урока I полугодие – 34 часа Синтаксис и пунктуация – 34 часа Основные принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание Предложение. Простое предложение Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Тире в простом предложении 9-10 Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. 11-12 Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях. Обобщающие слова при однородных членах Обособление определений Обособленные приложения Обособленные обстоятельства Обособленные дополнения Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Вводные и вставные конструкции. Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами. Конструкция с союзом как. Диктант с грамматическим заданием. 13-14 15 16-17 18-19 20-21 22-23 24-25 26-27 28-29 30-31 32 33-34 Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. 35-36 Понятие о сложном предложении. 37-38 Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 39-40 41-42 43-44 45-46 Д/з § 66 – 67, упр. 359, 362 § 69, составить предложения, сделать анализ § 73, упр. 374 § 74, 77, 78, упр. 384. Повторить теорию по простому предложению. § 79 – 83, упр.394. § 80, 81, упр.402. § 84, упр. 412. § 85, упр. 416. § 86, упр.423. § 87, упр. 431. § 88, упр. 433. § 89, упр. 435. Упр. 457. § 91, 93, упр. 460. § 90, упр. 442 Работа над ошибками. Повторить сложное предложение. § 94, выписать примеры. § 95, упр. 471. § 96, упр. 479. § 97, упр. 484. § 98, упр. 497. § 98, составить 47 Период. Знаки препинания в периоде. 50-51 52 53-54 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге Знаки препинания при цитатах. Готовимся к ЕГЭ. Тестирование. 55-56 Сочетание знаков препинания 57-58 Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Подготовка к контрольной работе по теме: «Знаки препинания в сложном предложении». 48-49 59 60-61 Контрольное тестирование 62 Диктант с грамматическим заданием 63 Культура речи (семинар) 64 Культура речи (лабораторная работа) 65 Функциональные стили речи. 66 Подготовка к итоговому тестированию 67-68 Итоговое тестирование. § 100, составить план. §100, упр. 511 §102, упр. 508. § 103, упр. 508. Найти примеры предложении § 104, составить предложения. § 105 – 106, упр. 509. Повторить знаки препинания в сложном предложении. Подготовиться к контрольному диктанту. Подготовиться к семинару. § 107 – 110, упр. 547. Подобрать примеры речевых штампов. Повторить теорию. Подготовиться к тестированию Работа над ошибками. Тематическое планирование 11 класс № Дата Основные разделы. Тема урока. Колво часов Элементы содержания 1 2 3 4 5 1 -2 Основные принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание 2 3-4 Предложение. Простое предложение 2 5-6 Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. 2 Требования к уровню подготовки 6 I полугодие – 33 часа Синтаксис и пунктуация – 33 часа Синтаксис, Умение производить пунктуация, синтаксический и пунктуационный пунктуационный анализ предложения, анализ основные принципы словосочетаний и синтаксиса предложений, (словосочетание, применять основные простое предложения, правила постановки сложное знаков препинания. предложения). Классификация Знать основные предложений. единицы языка, их Предложения признаки. Умение утвердительные и осознавать отрицательные. Виды предложение как предложений по цели минимальное высказывания, по речевое эмоциональной высказывание, окраске, по структуре. давать Двусоставные и характеристику односоставные предложений, делать предложения. пунктуационный Распространённые и разбор предложений, нераспространённые закрепление навыков предложения. разборов. Обобщение сведений о способах выражения главных членов предложения, согласование подлежащего и Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь находить главные члены в предложении, Элементы дополнительного содержания внутрипредметные межпредметные 7 Ф. И. Буслаев «Историческая грамматика русского языка», согласование, падежные окончания имен существительных, слова – паронимы, части речи, типы словосочетаний. Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания. Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, П. А. Лекант «Краткий справочник по современному русскому языку», тип речи (описание, повествование, рассуждение), основная мысль текста. Многозначные слова, словосочетания, правописание проверяемы безударных гласных в корне слова, 8 М. Забелин «Праздники и обряды», А. С. Пушкин «Барышня крестьянка», отрывки из стихотворений И. Токмаковой, Ф. Глинки, Л. Татьяничевой, М. Лермонтова. М. Пришвин «Перелетные птицы», отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», отрывки из стихотворений Л. Рахманова, В. Обручева, В. Маяковского, Б. Пастернака, В. Высоцкого, А. Ахматовой, А. Блока, С. Есенина, Дидактический материал из произведений А. Блока, А. Ахматовой. Б. пастернака, В. Маяковского, В. Вид контроля 9 сказуемого, Типы сказуемых. определять способ их выражения. Обобщение сведений о способах выражения подлежащего, нахождение сказуемого, выраженного именем существительным, Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значения. Обобщение и систематизация изученного по теме «Простое предложение» Нахождение подлежащего в предложении, определение способа его выражения, находить сказуемое и подлежащее в текстах различных типов, определять способы выражения именной части, стилистически различать. 7-8 Тире в простом предложении 2 9-10 Готовимся к ЕГЭ 2 1112 Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 2 Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания; составление схемы с однородными членами. Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи отсутствия запятой перед союзом как. 13- Знаки препинания 2 Повторение и Умение комментировать постановку знаков препинания и умение работать с тестом. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами, закрепить навыки пунктуационного анализа. Знать правила правописание приставок пре- и при-, гласные и – ы после приставок. Фразеологизмы, синонимы, синтаксический разбор простого предложения. осложненного обособленными согласованными определениями, пунктуационный анализ изобразительно – выразительных средств языка, интонационный рисунок простого предложения. Словосочетание, способы связи в словосочетании, типы сказуемых, тире между подлежащим и сказуемым. Главные и второстепенные члены предложения, непроизносимые проверяемые гласные в корне слова, правописание наречий, чередующиеся о – а гласные в корне слова, правописание - ться и – тся в глаголах, проверяемые гласные в корне. Синтаксис Высоцкого, А. Пушкина, Н. Гоголя. Дидактический материал из произведений К. Паустовского, Н. Сладкова, С. Есенина, В. Белинского, А. Толстого, К. Федина, В. Солоухина, Н. Клюева, К. Паустовского, В. Хлебникова, М. Волошина, С. Надсона, И. Сельвинского. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», А. П. Чехов «Вишневый сад», Дидактический материал из произведений Л. Толстого, М. Е. Салтыкова Щедрина, В. Тушновой, К. Паустовского, М. Горького, М. Пришвин, В. Обручева, В. Короленко, Н. Гумилева, Н. Некрасова, К. Бальмонта. Дидактический Тест 14 при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях. закрепление навыков пунктуационного анализа предложений с однородными членами, выявлять однородные и неоднородные определения и приложения. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания, составление схемы предложения с обобщающими словами при однородных членах. Пунктуация при повторяющихся союзах. Решение тестовых задач. постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях, словосочетания, строение словосочетания, стилистика, культура речи. Синтаксический разбор простого предложения, материал из произведений А. С. Пушкина, Л. Толстого, В. Короленко, М. Е. Салтыкова - Щедрина, В. Тушновой, В. Обручева, К. Паустовского. 15 Обобщающие слова при однородных членах 1 Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами. Дидактический материал из произведений Н. Сороткина, А. Куприна, В. Обручева, К. Паустовского. М. Горького, Н. Гоголя, А. Пушкина, К. Паустовского, И. Гончарова, И. Тургенева, В. Солоухина, М. Горького . 2 Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные члены предложения». Совершенствования навыка правильной постановки знаков препинания. 2 Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные приложения». Совершенствовать навыки правильной Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, применение изученных правил при решении грамматических задач. Правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными приложениями. Производить синтаксический и Средства художественной выразительности. Грамматическая основа предложения, неоднородные и однородные определения, виды сказуемых, текст, типы речи, правописание падежных окончаний имен существительных. Морфология: имена прилагательные, существительные ( морфологическая форма выражения определения). Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Синтаксис: приложение как второстепенный член предложения. Стилистика, культура речи: изобразительно выразительные возможности 1617 Обособление определений 1819 Обособленные приложения Дидактический материал из произведений А. Твардовского, М. Пришвина, Н. Лейкина, Н. Сороткина, А. Грина, И. Бунина, А. Тарковского, К. Паустовского. Дидактический материал из произведений А. Пушкина, И. Тургенева, К. Паустовского, Э. Казакевича, и. 2021 Обособленные обстоятельства 2 2223 Обособленные дополнения 2 2425 Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. 2 2627 Вводные и вставные конструкции. 2 постановки знаков препинания. Синтаксический разбор предложений с обособленными приложениями. Систематизировать знания по теме «Обособленные обстоятельства». Грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами. Совершенствовать навыки правильной постановки знаков препинания. пунктуационный разбор: использовать разнообразные конструкции в связной речи. обособленных членов предложения. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Знать Деепричастие и грамматические деепричастный формы построения оборот, знаки предложений с препинания в деепричастными сложносочиненных оборотами, правила предложениях, постановки знаков употребление гласных препинания в после шипящих в предложениях с корне слова, обособленными правописание членами. Применять сложных имен изученные правила существительных, при решении задач. склонение имен числительных. Закрепить и Правила постановки Противопоставление, систематизировать знаков препинания в синтаксический знания по теме предложениях с разбор предложений с «Обособленные обособленными вводными дополнения». дополнениями, уметь конструкциями, знаки Совершенствование применять препинание в навыков постановки изученные правила. предложениях с знаков препинания. однородными членами. Обобщить и углубить Анализ структуры Стилистика, культура знания по теме. простого предложения. речи: синонимия Смысловые отношения, Умение выделять на обособленных членов реализуемые письме уточняющие, предложения. уточняющими, пояснительные и логическая связь пояснительными и присоединительные между членами присоединительными конструкции. предложения, членами. оксюморон, Совершенствовать Уметь находить в Предложения с понятие о вводных художественных междометиями и словах и вставных произведениях словами да, нет, Ефремова, Ф. Тютчева, И. Гончарова, М. Горького, А. Чехова, М. Пришвина, М. Е. Салтыкова – Щедрина. Дидактический материал из произведений Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Толстого, И. Бунина, А. Чехова, В. Обручева, В. Брюсова, М. Лермонтова, А. Грина, М. Булгакова, Н. Заболоцкого. Дидактический материал из произведений К. Паустовского, А. Куприна, В. Арсеньева, А. Чехова, В. Обручева. Дидактический материал из произведений Ф. Сологуба, А. Пушкина, и. Гончарова, Л. Андреев, А. Грин. Дидактический материал из произведений М. 2829 Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами. 2 3031 Конструкция с союзом как. 2 3233 Итоговое тестирование за 1 полугодие 2 конструкциях. Основные группы вводных слов по значению. Знаки препинания при вводных словах. Отличие вводных слов от членов предложения. Обращение, способы выражения обращений. Место обращений в предложении. Знаки препинания при обращении. Понятие вставной конструкции. Стилистические разновидности обращений. Риторическое обращение. Распространенное обращение. Закрепление и систематизация знаний по теме «Сравнительный оборот» Грамматические нормы построения предложений со сравнительными оборотами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания. Определение уровня изученного материала. Проверка и предложения с стилистически вводными словами, окрашенные слова, выписывать их. знаки препинания в Производить предложениях с синтаксический прямой речью, разбор предложений правописание с вводными словами, проверяемых выписывать их, безударных гласных в делать разбор. корне слова. Знать основные Чередующиеся единицы языка, их гласные в корне, признаки; порядок правописание гласных синтаксического и и согласных в пунктуационного приставках, гласные в разбора. Уметь суффиксах имен находить в существительных, предложении правописание обращение, суффиксов причастий употреблять его с н и нн в причастиях, учетом речевой правописание ситуации, правильно производных союзов, ставить знаки правописание препинания. наречий. Знать Повторение грамматические орфографии, нормы построения лексическое значение предложений с слов, стили речи, сравнительными правописание оборотами, уметь производных и применять непроизводных изученные правила союзов, правописание при выполнении приставок пре- и при-, упражнений, правописание выполнять местоимений, синтаксический и правописание пунктуационный наречий, разбор правописание частиц. Знать основные Словосочетание, типы нормы русского связи, грамматическая литературного языка, основа предложений, Пришвина, К. Паустовского, Л. Андреева, В. Обручева, М. Горького, В. Солоухина, Н. Гоголя. М. Булгакова, А. Чехова, И. Тургенева, А. Грина, М. Шолохова. Дидактический материал из произведений А. Пушкина, Е. Баратынского, А. Толстого, Э. Багрицкого, М. Лермонтова, А. Фета, В. Кюхельбекера, Ф. Тютчева, С. Есенина, В. Жуковского, А. Дельвига, Я. Полонского, А. Кольцова. Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Фета, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского, М. Лермонтова, К. Федина, Н. Добролюбова, А. Грина, Ф. Тютчева, Ф. Достоевского, И. Бунина, В. Распутина, Н. Заболоцкого. Дидактический материал из произведений М. Тест тематический контроль знаний, умений и навыков. Классификация ошибок, анализ и самоконтроль. Тренинг – практикум. 34-35 Понятие о сложном предложении. Р.р. Анализ текста. 2 36-37 Классификация сложных предложений. Пунктуация в сложносочиненном предложении. 2 38-39 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. 2 уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. II полугодие – 35 часа Сложное предложение – 35 часа. Повторение Основные группы характеристики сложных сложного предложений по предложения, сведения значению и союзам, о сочинительных уметь объяснять союзах (деление на три значение сложного разряда), условия предложения, постановки знаков находить их в тексте. препинания в сложном производить предложении. пунктуационный разбор. Повторить Основные группы классификацию ССП по значению и сложных союзам, Объяснять и предложений, находить ССП в постановку знаков тексте и производить препинания в союзных пунктуационный предложениях, общий разбор. второстепенный член. Углубление понятия о Знать отличительные СПП, средствах связи признаки СПП, главного предложения средства связи с придаточным, главного строение СПП, предложения с разграничение союзов придаточным. Уметь и союзных слов. Роль правильно ставить указательных слов в знаки препинания и СПП, строение СПП. составлять схемы СПП. правописание приложений, пунктуационный разбор предложений, осложнение обособленных определений и обстоятельств. Исаковского, В. Каверина, Л. Кассиля, Л. Якименко, П. Проскурякова, Ю. Трифонов, Я. Смеляков, Ю. Яковлева. Создание текстов определенного функционально смыслового типа, правописание удвоенных согласных, правописание производных и непроизводных союзов. Дидактический материал из произведений А. Чехова, А. Пушкина, С. Аксакова, А. Яшина, В. Шаламова, В. Ходасевича, Д. Фонвизина, Н. Тихонова, И. Северянина. Дидактический материал из произведений М. Пришвина, А. Пушкина, К. Паустовского, М. Лермонтова. А. Куприна. Дидактический материал из произведений И. Тургенева, А. Куприна, В. Солоухина, Н. Некрасова, В. Каверина, В. Арсеньева, И. Тургенева, Л. Толстого, К. Собственные имена существительные, сочинительные союзы, тире между подлежащим и сказуемым, средства выразительности. Фразеологизмы, звуки и буквы, орфоэпия, синтаксический разбор сложного предложения, разговорные слова, чередующиеся гласные в корне слова, правописание сложных существительных. 40-41 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Р.р. Анализ текста. 2 42-43 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 2 44-45 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Р.р. Анализ текста. 2 Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи Период. Знаки 2 Знакомство с 46 Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения. Знаки препинания между однородными придаточными, соединёнными союзами и, или, либо, да(=и). Комплексный анализ. Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания. Основные признаки Знать основные сложных бессоюзных признаки БСП, предложений, условия правила постановки постановки знаков знаков препинания, препинания в выразительные бессоюзном возможности БСП. предложении, прием Уметь соблюдать в сравнения БСП с практике письма синонимичными ССП основные правила и СПП. Особенности пунктуации, нормы интонации сложных построения БСП, бессоюзных употребления в речи. предложений. Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. Знать понятие Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями, главное и придаточное предложение, правописание звонких и глухих согласных. Паустовского. Дидактический материал из произведений А.. Пушкина, М. Горького, А. Грина. С. Аксакова, К. Бальмонта, А. Чехова, Н. Гоголя, К. Паустовского, А. Толстого, М. . Салтыкова – Щедрина, В. Солоухина. Изобразительно Дидактический выразительные материал из возможности произведений К. предложений с Паустовского, Н. разными видами Гоголя, И. связи, правописание Тургенева, М. числительных, Лермонтова, М. предложения с Пришвина, Н. вводными словами, Некрасова, А. Фета, словообразовательный А. Чехова, И. разбор слов, правила Бунина, Ф. Тютчева, переноса, А. Новикова – местоимение как часть Прибоя, Е. Носова. речи. Изобразительно Дидактический выразительные материал из возможности произведений А. предложений с Пушкина, А. Чехова, разными видами Л. Толстого, И. связи, правописание Бунин, А. Фета. Ф. личных окончаний Тютчева, И. глаголов, Куприна, Б. правописание Заходера. наречий. Значение Дидактический препинания в периоде. понятием период и алгоритмом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи. Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобственно - прямая речь. Знаки препинания при передаче чужой речи. периода в сложном предложении. Уметь ставить знаки препинания в многочленных СП. фразеологических оборотов с точки зрения сферы их употребления, грамматические основы предложений. Правила постановки знаков препинания. Уметь находить предложения в тексте, объяснять знаки препинания. Правила постановки знаков препинания при диалоге. Уметь составлять диалог на произвольную тему. Синтаксис: повторение обращения. Морфология: повторение частей речи, фонетический разбор слов, правописание союзов. Тире между подлежащим и сказуемым, правописание производных и непроизводных союзов. Эпиграф, способы его оформления, стилистика: цитаты разных стилей, правописание безударных гласных в корне, правописание падежных окончаний существительных. 47-48 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. 2 49 Знаки препинания при диалоге 2 Формирование пунктуационных навыков при диалоге, конструирование предложений, реплики. 50-51 Знаки препинания при цитатах. 2 Цитаты. Способы Основные способы оформления цитат. Знаки цитирования. Знать препинания при цитатах. постановку знаков Цитирование препинания. Уметь поэтического текста, видеть цитаты в частичное цитирование, тексте. Грамотно вводить различные виды оформлять их на цитирования в текст. письме. 52-53 Готовимся к ЕГЭ Контрольное тестирование 1 Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков. Классификация ошибок, анализ и самоконтроль. Знать основные нормы русского литературного языка, уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии Способы передачи чужой речи, косвенная речь, способы цитирования, правописание падежных окончаний имен существительных, материал из произведений А. Пушкина, Л. Толстого, С. Есенина, В. Жуковского, А. Дельвига, Я. Полонского. Дидактический материал из произведений И. Бунина, М. Пришвина, М. Лермонтова, А. Куприна, Л. Толстого. Дидактический материал из произведений Б. Пастернака, А. Пушкина, И. Тургенева. Дидактический материал из произведений В. Белинского, А. Островского, А. Герцена, В. Солоухина, Л. Толстого, Ф. Булгарина, В. Каверина. Дидактический материал из произведений Н. Добролюбова, А. Герцена, М. Антоновича, П. Чайковского, И. Гончарова, Л. Тест и пунктуации. грамматические основы Анализ структуры простого предложения. Орфоэпические нормы русского языка. Предложения с вводными словами, словообразовательный разбор слов. Экспрессивно стилистические авторских знаков препинания. Многоточие как сигнал присоединительной связи, тире перед сравнительным союзом, полный и частичный отказ от знаков препинания, знаки препинания при обращении. 54-55 Сочетание знаков препинания Р.р. Сочинение по исходному тексту. 2 Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания, скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Знать основные виды пунктограмм. Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского языка. 56-57 Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. 2 Собственно факультативные знаки препинания, альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. Эмоционально экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя. Знать о взаимозаменяемости знаков препинания, о факультативном использовании знаков препинания (собственно факультативный знак, альтернативный, вариативный), уметь производить их синонимическую замену в тексте. 58 Подготовка к контрольной работе по теме: «Знаки препинания в сложном предложении». 1 Обобщить полученные знания, закрепить на практике основные пунктуационные правила по разделу «сложное предложение». Уметь определять количество знаков препинания в тексте, объяснять и х, выполнять пунктуационный разбор предложений. 59 Контрольное тестирование «Знаки препинания в сложном предложении». 1 Определение уровня освоения изученного материала. Проверить знания. Используя материал теста. Умение применять Отработка навыка изученные орфограммыработы с тестом, и пунктограммы, работа по заданной правильное схеме ЕГЭ, умение графическое правильного объяснение. оформления. Составление схем предложения, Основные группы сложных предложений по значению и союзам, значение сложного предложения. Толстого. Дидактический материал из произведений М. Лермонтова, А. Блока, М. Цветаевой, Е. Носова, К. Паустовского, А. Бека, Н. Майорова. Дидактический материал из произведений В. Брюсова. Е. Тарасова, М. Максимова, К. Бальмонта, М. Горького, М. Цветаевой, В. Маяковского, В. Пескова, П. Потемкина, В. Набокова, С. Черного, Ю. Трифонова, В. Шаламова. Дидактический материал из произведений А. Пушкина, А. Фета, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского, М. Лермонтова, К. Федина Дидактический Тест материал из произведений М. Исаковского, В. Каверина, Л. Кассиля. Р.Р. Анализ текста. Сочинение по исходному тексту 2 62 Культура речи (семинар) 1 63 Функциональные стили речи. 1 64 Подготовка к итоговому тестированию 1 65-67 Итоговое тестирование. 2 60 -61 68 Анализ итогового тестирования. Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Повторение основных понятий, относящихся к культуре речи. Национальный язык(диалекты, жаргоны, просторечия, литературный язык). Обобщение знаний о функциональных стилях речи, их чертах. Анализ текста с точки зрения стилистики. Разбор заданий теста ЕГЭ, повторение сложных вопросов. орфографических и пунктуационных правил Определение уровня освоения изученного материала за курс 5 – 11 класса. Проверка и тематический контроль знаний. Применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению. Основные нормы литературного языка(грамматические , орфографические, пунктуационными). Отрывок из рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Умение применять на практике речевого общения основные нормы литературного языка. Расширение руга используемых средств. Умение анализировать текст с точки зрения его стилистической принадлежности. Орфоэпия, словообразование, лексика, морфология, синтаксис. Тезис, конспект. Стили речи. Типы речи. Толковый словарь С. Ожегова. Статья М. Львова «О стилистической норме», Риторика. Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», М. Осоргин «Заметки старого книгоеда». Знать правила выполнения теста, умение грамотно заполнять бланки. Знать правила выполнения теста, выполнение теста в режиме он – лайн, умение грамотно заполнять бланки. Отрывки из романов И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Отцы и дети». Правописание Дидактический непроверяемых материал из гласных в корне, одна произведений В. и две буквы н в Шекспира, М. причастиях и Булгакова, А. отглагольных Пушкина, М. прилагательных. Лермонтова. Предложения с Дидактический обращениями, материал из вводными словами, произведений Ю. сложные предложения, Нагибина, М. сложные предложения Пришвина, И. с разными видами Бунина, В. связи. Солоухина. Диктант Лексическое значение слова, стилистика, стиль речи, фразеологические средства, стилистические фигуры. Тест Тест Работа над ошибками