МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Рассмотрена на заседании педагогического совета «30 »_августа 2022г., протокол№ 1 УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак _______________________________ / Джанаева Л.Р./ приказ от 30 августа 2022г. №59/7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМММА Художественно-эстетическое (направление деятельности) «Школьный театр» (название программы) Базовый уровень Возраст обучающихся: 10-11 лет Срок реализации: 1год Автор – составитель программы: Левина Гульмира Ришатовна Ф.И.О. учителя Педагог-организатор (занимаемая должность) ___________________________ (квалификационная категория) аул Малый Барханчак, 2022 – 2023 уч.год. Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак. Руководитель центра образования естественно – научной и технологической направленностей «Точка роста» .___ . Исхакова З.К. РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа реализуется в рамках художественно- эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа. Новизна программы. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности: • смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности; • изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования; • усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актѐрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим; • внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология системы обучения А.С.Границкой, педагогики сотрудничества В.А.Караковского, диалог культур М. Бахтина В. Библера и методики создания коллектива А.С.Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова. Актуальность программы: Актуальность программы Данная программа обеспечивает равный доступ к занятиям различных категорий детей, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 10 до 11 лет. Объём программы – Программа рассчитана на 34 недели, 204 учебных часов. Форма обучения – очная Уровень программы- базовый Особенности организации образовательного процесса: формы реализации образовательной программы- традиционная; организационные формы обучения- групповая Режим занятий- занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа ( (40 мин – занятие, 10 мин – перерыв). Особенности организации образовательного процесса: 1.2 Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи программы: знакомство детей с различными видами театра; поэтапное освоение детьми различных видов творчества; совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях; развитие речевой культуры; развитие эстетического вкуса; воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Учебный план: № Основные блоки Количество часов Всего УДД ТеорияПрактика 1. Вводное занятие 2 2 - Включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность. 2. Модуль 1. 41 1 40 Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. 45 5 40 Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; Культура и техника речи 3. Модуль 2. Театральная игра планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой. 4. 37 3 34 Этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе 39 1 38 Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». 38 1 37 Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью. Итоговое занятие 2 2 - Осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Итого: 204 15 189 Модуль 3. Этикет и этика 5. Модуль 4. Культура и техника речи 3 Модуль 5. Ритмопластика. 7. Содержание и методы деятельности. 1. Вводное занятие • решение организационных вопросов; • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника; 2. Модуль 1. Культура и техника речи. Артикуляционная гимнастика. Фонетические игры и игры на развитие внимания «Имена, Цвета, Краски». Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. 3. Модуль 2. Театральная игра Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников. 4. Модуль 3.Этикет и этика. Знакомство с понятиями этикета и этики. Похвала и комплимент. Уметь различать похвалу и комплимент; уметь говорить комплименты. Ролевая игра «Комплимент». 5. Модуль 4. Культура и техника речи Дыхательные упражнения. Игры «Рифма», Ищем начало», «Ищем вторую половинку», «По первой букве».Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски. Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать. Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. 6. Модуль 5. Ритмопластика (3ч) Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений. «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки». 7. Итоговое занятие . Самоанализ и анализ работы кружка. Основы театральной культуры Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре Основные виды деятельности: театральные игры, конкурсы, беседы, спектакли, праздники. Формы проведения мероприятий: · практические занятия с элементами дидактических и раздаточных материалов; игр, с · самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) использованием Формы работы: групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Планируемые результаты освоения программы: Учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.); чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов. Учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся научатся: читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному чтению; различать произведения по жанру; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; сочинять этюды по сказкам; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 календарный учебный график Год обучения (уровень ) 1 год обучения Дата начала занятий Дата окончани я занятий 01 сентябр я 2022г. 30 мая 2023г. Количеств о Учебных недель 34 количеств о учебных дней Количеств о учебных часов Режим заняти й 204 204 2 раза в неделю по 3 часа 2.2 Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение Учебный кабинет (54 м2), оборудованный столами и стульями (не менее 9 парт и 18 стульев) для ведения образовательного процесса, и имеющий свободное пространство для отработки практических навыков. В наличии имеются инструкции по технике безопасности, шкафы, коробки для хранения материала. Перечень оборудования Точки роста: - Мультимедийный-проектор - Экран - штатив 2 шт Информационное обеспечение интернет – ресурсы, видео – ресурсы, презентация, аудио – ресурсы. Кадровое обеспечение- педагог дополнительного образования 2.3 Формы аттестации сценки презентация 2.4 Оценочные материалы Характеристика оценочных материалов Диагностичес Виды Планируем Критери кий контроля/промежуто ые и инструментар чной аттестации результаты оцениван ий (формы, ия методы диагностики) Личностные результаты Метапредмет ные результаты Предметные результаты 2.5. Методические материалы · методы обучения и воспитания: Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов. Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких нагляднообразных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью. Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий. Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности. Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка. Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей) Методы воспитания: - Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения. - Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения. - Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения. - Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. · педагогические технологии Программа предполагает применение следующих технологий: - Технология развивающего обучения - Технология личностно-ориентированного обучения - Коллективно-творческая деятельность - Здоровьесберегающая технология · формы организации учебного занятия вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога открытый урок – занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей конкурсы беседы; творческая мастерская; инсценировки. · алгоритм учебного занятия: Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения: Вводная часть - подготовительная часть – основная часть –заключительная часть. В вводную часть входит орг. Момент (приветствие друг друга и педагога) и сообщение темы занятия (3-5 мин) Подготовительная часть включает инструментов для работы (5-7 мин) проверку рабочих мест, наличие Основная часть содержит выполнение творческих заданий согласно тематическому планированию. В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут. · дидактические материалы Видеосюжеты, знакомства. картины, фотографии, техническое оборудование для Календарный план № Дата Форма занятия Коли честв о часов Тема БНЦ Ключевые воспитательные задачи 1 «Введение». Вводная беседа, знакомство с планом кружка. Основы театральной культуры Познакомиться с работой в кружке, планом, определёнными действиями (разминка, основная часть, заключение) Искусство Эстетическое развитие Фронтальная беседа, устный опрос 2 2 Модуль 1. Культура и техника речи. «Культура и техника речи». Культура и техника речи. Расширение знаний учащихся о культуре и технике речи Труд Эстетическое развитие Фонетические игры и игры на развитие внимания «Имена, Цвета, Краски» 8 3 Ритмопластика Игры на развитие внимания. Активное использование игр на развитие внимания. Труд Внимательность. Умение работать в коллективе Фонетические игры и игры на развитие внимания «Адвокаты, Садовник и цветник», «Эхо», «Глухие и немые» 9 4 Отработка сценического этюда «Обращение. Знакомство. Труд Трудолюбие и умение работать в Инсценирование 10 п/п коллективе. Зеркало». Розыгрыш сценического этюда с участниками кружка, участие в ролях 5 Структура театра, его основные профессии: актёр, режиссёр, сценарист 6 Дикция. Выразительное чтение отрывков. 7 Модуль 2. «Театральная игра» Распределение ролей. Познакомиться со сценарием сказки, распределить роли, первичное ознакомление Искус -ство Эстетическое развитие Беседа 1 Труд Чувство Монолог 13 Беседа 1 красоты и гармонии. Труд. Социальна я солидарность Умение работать в коллективе 8 Поведение персонажей на сцене; декорации Труд Внимательность и трудолюбие. Беседа. Моделирование 2 9 Поведение персонажей на сцене; декорации Труд Вниматель-ность и трудолюбие. Беседа. Моделирование 2 10 Сценические эффекты Труд Внимательность и трудолюбие. Моделирование 5 11 Музыкальное сопровождение. Репетировать отдельные моменты Внимательность и артистизм Инсценирование 7 Искусство. с музыкальным сопровождением 12 Изготовление эскизов, декораций, костюмов Труд Внимательность и трудолюбие. Моделирование 5 13 Репетиция спектакля Труд Внимательность и артистизм Инсценирование 5 14 Репетиция спектакля Труд Внимательность и артистизм Инсценирование 5 15 Репетиция спектакля Труд Внимательность и артистизм Инсценирование 5 16 Генеральная репетиция спектакля Труд Внимательность и артистизм Инсценирование 6 17 Выступление со спектаклем. Чувство красоты и гармонии. Инсценирование 2 Беседа 1 Ролевая игра «Комплимент» 5 Анализ дела и самоанализ участников 18 Модуль 3. «Этикет и этика» Знакомство с понятиями этикета и этики 19 Похвала и комплимент. Уметь различать похвалу и комплимент; уметь говорить комплименты Искусство Искусство Чувство красоты Искусство Внимательность и артистизм 20 Связь этики с культурой человека. Социальная солидарность Чувство гармонии. Беседа 1 21 Человек – высшая ценность; составление рассказа по фотографиям Труд. Внимательность Беседа. 1 Социа -льная солидарность 22 Сценический этюд «Театр начинается с вешалки, а этикет с волшебных слов». Расширение знаний об этикете Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование 15 23 Привычки дурного тона. Расширение знаний об этикете Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование 14 24 Модуль 4. «Культура Труд и техника речи». Дыхание и речевой аппарат Внимательность и трудолюбие. Беседа. Игра «Камешек во рту» 1 25 Языковая догадка Труд Внимательность и трудолюбие. Игры «Рифма», Ищем начало», «Ищем вторую половинку», «По первой букве» 15 26 Игра «Литературное домино или домино изречений» Труд Внимательность и трудолюбие. Игра. 15 27 Дыхательные упражнения. Свобода речевого аппарата Труд Внимательность и трудолюбие. Коллективная работа 8 28 Модуль 5. Труд Внимательность Беседа, Игры в паре, группе. 5 «Ритмопластика» Координация. Осанка. Походка Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование Сценические этюды в паре и группе Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование Сценические этюды. Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование Составление сценических этюдов Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование Представление сценических этюдов. Искусство Чувство красоты и гармонии. Инсценирование Внимательность и трудолюбие. Коллективная работа Беспредметный этюд 29 30 31 32 33 Презентация работы кружка «Школьный театр» 34 «Итоговое заня-тие» Самоанализ и анализ работы кружка. 35 и трудолюбие. Труд Социа Внима-льная тельность солидарность 7 6 6 6 6 Беседа. Итого: 1. Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов / Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с. Бабанский, Ю. К. Педагогика / 2 204 ч Список литературы 2. 2 Ю.К. Бабанский - М., 1988. - 626 с. 3. Безымянная, О. Школьный театр. Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с. 4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2014. 5. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. 6. Ершова А.П. Уроки театра в школе. 7. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.насоиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко – Новосибирск, 1992. – 55 с. 8. Кристи, Г.В. Основы актерского мастерства, Г.В Кристи /Советская Россия, 1970г. 9. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г. 10. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. 11. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика). 12. Степанова, Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с. 13. Сорокина, Н.Ф Учебно-методическое пособие Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», г. Москва, изд. «АРКТИ», 2000 г.