МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Рассмотрена на заседании педагогического совета 30 августа 2022г , Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак / Джанаева Л.Р. приказ от 30 августа 2022.№ 59/7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (направление деятельности) «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» (название программы) Возраст обучающихся: 13-17 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель программы: Ильясова Регина Зинеотвна педагог. доп образования аул Малый Барханчак, 2022 – 2023 уч.год. Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак. Руководитель центра образования естественно – научной и технологической направленностей «Точка роста» _______ Исхакова З.К. «__30__»___августа____ 2022 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультимедийная журналистика» ориентирована на интеллектуальное развитие и формирование основ компьютерной и информационной грамотности учащихся, проживающих в сельской местности. Направленность программы: техническая. Актуальность программы Одной из задач кружка «Мультимедийная журналистика» является обеспечение равного доступа к занятиям для различных категорий детей, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. В основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют средства массовой информации. Они серьёзно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения. Во все времена средства массовой информации оказывали влияние на формирование мышления подростка, его жизненных приоритетов, системы взглядов. Информация, получаемая при помощи СМИ, стала уже привычной, наравне информации из книг, учебников, от учителей, родителей. Самым популярным видом СМИ является телевидение, которое по своему эмоциональному и психологическому воздействию на человека преобладает над другими формами отражения реальной жизни. Такой способ познания действительности становится для подростков интереснее, доступнее, что отчасти связано и с развитием новых технологий, которые молодое поколение осваивает довольно оперативно. Владение новыми информационными технологиями - одно из условий конкурентоспособности человека в современном мире. Следовательно, уже сегодня можно начинать обучать детей основам журналистики и мультимедиа коммуникации – это предоставит им значительные конкурентные преимущества в их будущей сфере деятельности. Отличительная особенность программы. Программа предусматривает обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи, дает расширенное представление о жанрах публицистического стиля, газетных жанрах, знакомит учащихся с социальной сетью и правилами работы в ней. Программа выводит учащихся на новый виток осмысления полученных на уроках знаний. Программа имеет практическую значимость: активное вовлечение учащихся в дискуссии, самостоятельные поиски, работа в разнообразной деятельности, отвечающей интересам и возможностям детей: исследовательской, игровой, практической. Новизна программы состоит в том, что дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области. Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение журналистики и медиасферы должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативноцелесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Адресат программы Программа рассчитана на учащихся 6-7, 12-13 лет. Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Максимальное число обучающихся: 15 человек. Объем программы, срок освоения: Курс рассчитан на 204 ч. Включает теоретические и практические занятия. На курс «Мультимедийная журналистика» отводится 6 часов в неделю. Срок реализации программы – 1 год. Форма обучения: очная Уровень освоения программы: базовый. Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в группах от 12 до 15 человек. Состав группы – постоянный. Система работы включает в себя теоретические и практические занятия, ориентирована на большой объем практических творческих работ с использованием компьютера. Все образовательные модули предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Формы организации образовательного процесса Содержание программы предполагает большой спектр возможностей в формах организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая формы работы в рамках одного занятия. Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, практическая часть занимает 2/3 всего времени. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. 1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Цель: развитие креативной, всесторонне развитой личности, средствами мультимедийных технологий, предусматривающая разные категории детей из сельской местности. Задачи программы: Обучающие: • ознакомить с основами мультимедийной журналистики; • отработать умения в исследовательской деятельности; • развитие коммуникативных умений; • способствовать становлению активной жизненной позиции; • развитие критического мышления при поиске интересной темы для публикации; • развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать имеющуюся информацию. классифицировать и Формы организации образовательного процесса Содержание программы предполагает большой спектр возможностей в формах организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая формы работы в рамках одного занятия. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту. Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть. Формы организации учебных занятий Реализация программы «Мультимедийная журналистика» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: словесные методы (рассказ - объяснение, беседа, учебная лекция, анализ творческих работ), наглядные методы, практические методы (упражнение, репродуктивные и творческие практические работы, разработка творческих проектов). 1.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: Учебный план: № п/п 1 2 Название раздела, темы Введение в журналистику Модуль «Текст» Всего Количество часов Теория Практика 15 5 10 60 20 40 10 20 10 20 3 Модуль «Фото» 30 Модуль «Видео» 30 Модуль «Аудио» 6 2 4 Модуль «СММмастер» 30 10 20 4 5 6 Формы промежуточной аттестации/ контроля викторина, опрос, тестирование наблюдение, практические задания, учебно-тренировочные задания, конкурс наблюдение, практические задания, учебно-тренировочные задания, конкурс наблюдение, практические задания, учебно-тренировочные задания, конкурс наблюдение, практические задания, учебно-тренировочные задания, конкурс наблюдение, практические задания, 7 Практика самопрезентации (Модуль для одаренных детей) Всего:204 33 11 22 204 68 136 учебно-тренировочные задания, конкурс защита проекта Содержание Раздел 1. Введение в журналистику (15 часов) Теоретическая часть: Знакомство. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинетах, компьютерном классе. Организационные вопросы. Базовые навыки владения компьютером. Обобщение и систематизация имеющихся знаний и представлений о журналистике. Новые термины. Профессия мультимедийного журналиста. Мультимедийная журналистика. Мультимедиа материал. Универсальный журналист. Роль журналистики в обществе. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов. Журналистика и общественное мнение. Резюме. Первичное закрепление полученных выводов на примерах из кинематографа. Практическая часть: знакомство со статьей «Журналистика и общественное мнение. Ответы на вопросы». Газетная журналистика «Как делать газету?». Разбор рубрик, разделов газеты. Раздел 2. Модуль «Текст» (60 часов) Теоретическая и практическая часть: Работа с текстом. Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи. Текст в социальных сетях. Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью». Интервью друг у друга. Работа с текстом. Интервью по телефону. Работа с текстом. Интервью-монолог. Интервью-зарисовка. Коллективное интервью. Анкетирование. Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Подготовка репортажа. Подбор материалов. Работа с текстом. Событийный репортаж. Тематический репортаж. Постановочный репортаж. Репортаж с места. (Про классный час). Работа с текстом. Материал из глобальной сети. Работа с текстом. Раздел 3. Модуль «Фото» (30 часов) 3.1. Фотоаппаратура. Теоретическая часть: Фотоаппаратура. Рисунок в компьютере. Работа с текстом. Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение школьных событий. Работа с текстом. Импорт картинок и фото. Работа с цифровым фотоаппаратом. Пейзаж. Композиция в фотографии. Репортажная фотография. Основы компьютерной обработки .Мобильная фотография. Работа с цифровым фотоаппаратом. Фотоаппарат и ПК Практическая часть: съемка фотоаппаратами: режимы работы, совместная работа. Просмотр отснятого материала на компьютере. Съёмка цифровым фотоаппаратом с учетом применения основных правил композиции, составление композиций. Как рассказать историю, используя всего три фотографии. Творческое задание «Фоторепортаж с мероприятия». Работа по обработке файлов цифровых изображений в одной из доступных программ. Просмотр и анализ мобильных фотографий профессионалов. Творческое задание «Мобильная фотография». Раздел 4. Модуль «Видео» (30часов) Теоретическая часть: Введение в тележурналистику . Телевизионное оборудование Устройства для записи видео. Техника владения камерой. Телевизионный сюжет. Интервью на видео. Композиция кадра. Человек в кадре. Монтажный план сюжета. Видеомонтаж. Публикация на видеохостингах. Мобильная видеосъемка и монтаж. СМИ и закон. Социальные функции телевидения. Телевизионные специальности. Практическая часть: упражнения на отработку приемов обращения со съёмочной и вспомогательной техникой: камера и аксессуары к ней. Демонстрация основных функций видеокамер в процессе съёмки. Упражнения на применение основных функций видеокамер в процессе съёмки, отработка приемов работы с камерой в условиях школы. Творческое задание. Отработка техники съёмки со штативной опорой. Отработка техники съёмки со штатива. Анализ кадров, отснятых обучающимися. Просмотр и анализ фрагментов кинофильмов и телесюжетов. Творческое задание. Деловая игра «Интервью». Предварительная подготовка вопросов, приготовление помещения к съёмке, разворачивание аппаратуры и съёмка. Просмотр и обсуждение отснятых кадров. Импортирование видеофайлов на компьютер. Создание видеофайлов для монтажа видеосюжета. Размещение видео на дорожке видеоредактора. Создание титров и заставок. Эффекты перехода, использование функций. Видеофильтры. Работа с базой «Консультант Плюс». Раздел 5. Модуль «Аудио» (4 часа) Теоретическая часть: Оборудование для работы с аудио. Звукозапись и монтаж. Практическая часть: отработка навыков звукозаписи и аудиомонтажа. Раздел 6.Модуль СММ-мастер. (30 часов) Теоретическая и практическая части: Разбор социальных сетей. Что такое пост в социальных сетях, и как его правильно сделать. Специфика работы СМИ в социальных сетях, функции, задачи. SMM: инструменты, возможности и проблемы. Создание собственных публикаций в социальных сетях. Количественно-качественный анализ реакции на сделанные публикации. Презентация результатов эксперимента в виде простой инфографики.Обсуждение результатов. Раздел 7. «Практика самопрезентации» (Модуль для одаренных детей) (23 часа) Теоретическая часть: Реализация процесса самопрезентации, создание собственного визуального образа в виде персональной обложки для аккаунта в социальной сети. Развитие аналитических способностей; определение приоритетов. Трансформация информации в визуальную плоскость. Стратегии и техники самопрезентации. Подготовка текстового контента «Мои достоинства», «Я умею...». Подготовка визуального контента. Создание собственной обложки. Презентация журналистского портфолио. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Личностные результаты: • навык создания материалов по техническому заданию к определенным срокам; • базовые навыки разработки концепции и формата издания в соответствии с техническими требованиями; • базовые навыки разработки макета издания / режиссерского сценария в соответствии с концепцией и техническими требованиями; • навыки сбора и проверки информации; • базовые навыки интервьюирования; Коммуникатвные УУД: искать, находить, запрашивать, проверять и преобразовывать информацию; • взаимодействовать друг с другом в команде (мини-редакции) в условиях ограниченного времени; • планировать командную (редакционную) деятельность для достижения необходимого результата. Регулятивные УУД: • пользоваться фотоаппаратом, диктофоном, видеокамерой; • пользоваться компьютером и иметь навыки создания, редактирования и сохранения текстовых документов; базовые навыки обработки фотоизображений; создавать и редактировать презентации;работать с файлами на внешних носителях. Познавательные УУД: • навыки работы с диктофоном, последующей расшифровки и редактирования интервью и иных аудиоматериалов; • навык фотосъемки с последующей обработкой; • базовые навыки видеосъемки, с последующим видеомонтажом; • базовые навыки звукозаписи, обработки звукозаписей и аудиомонтажа. Способы проверки ожидаемых результатов: В ходе обучения предметная диагностика проводится в форме опросов, творческих заданий (проекты, презентации и видеоклипы). По итогам курса у каждого воспитанника имеется портфолио, которое состоит из его работ, просмотр которого также обеспечивает контроль за результатами обучения. Каждая тема предполагает выполнение практической работы, которая служит для закрепления теоретического материала, а также способствует обеспечению текущего контроля. Все практические работы хранятся в электронном виде, что позволяет сравнивать работы и отбирать лучшие для участия в конкурсах. На занятиях работы систематически обсуждаются всем коллективом. Обучающиеся учатся анализировать свои творческие достижения и давать оценку своей работе. По окончании изучения тематических разделов программы проводятся просмотры работ обучающихся, организуются открытые показы и презентации. Самые лучшие работы воспитанников участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках, что так же способствует объективности оценки итогов реализации данной программы. Индивидуальной формой подведения итогов творческой деятельности в объединении для каждого ребенка является формирование портфолио, т.е. папка с показателями личных достижений. В портфолио отражаются все успехи ребенка в виде благодарностей, грамот, свидетельств, фотоматериалов, отзывов об индивидуальной проектной деятельности. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 календарный учебный график Режим Количе количе Количе Дата Дата Год занятий ство ство окончания ство начала обучения учебных Учебн учебных занятий (уровень) занятий часов дней ых недель 30 мая 34 204 204 2 раза 1 год 01 2023г. обучения сентября в неделю 2022г. по 3 часа 2.2. Условия реализации программы · Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-13лет. · Продолжительность образовательного процесса - 1 год. · Количество часов -6 учебных часов в неделю (204 часа). 2.3 Формы аттестации Итогом реализации образовательной программы являются результаты участия ребят в конкурсах, выполнение творческих, проектных заданий. 2.4 Методические материалы, используемые на кружке Материальное обеспечение: Ø оборудование центра «Точка роста» Ø наглядные (плакаты, иллюстрации настенные, фотооборудование); Ø печатные (учебные пособия, книги для чтения, раздаточный материал, и т.д.); Ø аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, и т.п.); Ø электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.) Ø информационно-коммуникативные технологии. Методические условия реализации программы: Методы обучения и воспитания. Для освоения содержания программы используются репродуктивные и продуктивные методы обучения: Ø - словесный (рассказ, беседа); Ø - наглядный (показ, работа по образцу); Ø - практический (упражнение, выполнение работы по алгоритму, схеме); Ø - объяснительно-иллюстративный (применяется в сочетании с другими методами, для восприятия и усвоения учащимися готовой информации); Ø - репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); Ø - частично-поисковый (учащиеся принимают участие в коллективном поиске, решают поставленные задачи совместно с педагогом); Ø - игровой (развивающие упражнения, игры, викторины). Ø Методы воспитания: Ø - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; Ø - методы формирования сознания; Ø - методы стимулирования и мотивации; Ø - методы контроля, самоконтроля и самооценки, тестирование, анализ результатов деятельности. Учебно- тематическое планирование по программе «Мультимедийная журналистика» № п/п Название раздела, темы Форма работы Введение в журналистику 1 2 3 4 5 Беседа/анкетирование Знакомство. Анализ газет других школ. Распределение ролей. Лекционное занятие Работа в редакторе Word. Знакомство с клавиатурой. Практическое занятие Набор текста Журналистика-профессия и Лекционное занятие призвание. ИсторияПрактическое занятие российской журналистики. Газетная журналистика. Лекционное занятие «Как делать газету?». Практическое занятие Инструктаж. Разбор рубрик, разделов газеты. Лекционное занятие Роль журналистики в обществе. Журналистика и Практическое занятие общественное мнение. Модуль «Текст» Лекция, ИКТ, работа в группах 6 Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. 7 Лекционное занятие Работа с набросанными Практическое занятие статьями. Работа с текстом Жанры газетнойЛекционное занятие Практическое занятие журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи. Лекционное занятие Практическое занятие 8 9 10 Текст в социальных сетях. Лекционное занятие Практическое занятие 11 Интервью интервьюирование. иЛекционное занятие Практическое занятие 12 Деловая игра первое интервью». 13 Интервью друг у друга. Лекционное занятие Работа с текстом. Практическое занятие 14 Интервью по телефону. Лекционное занятие Работа с текстом. Практическое занятие «МоеЛекционное занятие Практическое занятие Сроки проведе ния 15 Интервью-монолог. Лекционное занятие Практическое занятие 16 Интервью-зарисовка. Лекционное занятие Практическое занятие 17 Коллективное интервью. Лекционное занятие Практическое занятие 18 Анкетирование. Лекционное занятие Практическое занятие Анализ образцовЛекционное занятие интервью, взятых из газет иПрактическое занятие журналов. 20 Подготовка репортажа.Лекционное занятие Подбор материалов. Работа сПрактическое занятие текстом. 21 Событийный репортаж Лекционное занятие Практическое занятие 19 22 Тематический репортаж Лекционное занятие Практическое занятие 23 Постановочный репортаж Лекционное занятие Практическое занятие Репортаж с места. (ПроЛекционное занятие 24 классный час). Работа сПрактическое занятие текстом 25 Материал из глобальнойЛекционное занятие сети. Работа с текстом. Практическое занятие 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Модуль «Фото» Фотоаппаратура. Лекционное занятие Практическое занятие Рисунок в компьютере. Лекционное занятие Работа с текстом. Практическое занятие Лекционное занятие Фотосессия. «Новость, её Практическое занятие сущность и качество». Совместное обсуждение школьных событий. Работа с текстом. Лекционное занятие Импорт картинок и фото. Практическое занятие Работа с цифровымЛекционное занятие Практическое занятие фотоаппаратом. Пейзаж. Лекционное занятие Композиция в фотографии Практическое занятие Лекционное занятие Репортажная фотография Практическое занятие Лекционное занятие Основы компьютерной Практическое занятие обработки Мобильная фотография Лекционное занятие Практическое занятие 35 Работа с цифровымЛекционное занятие фотоаппаратом. Фотоаппарат Практическое занятие и ПК Модуль « Видео» 36 Круглый стол Введение в тележурналистику Практическое занятие 37 Лекционное занятие Телевизионное оборудование Практическое занятие Устройства для записи видео. 38 Техника владения камерой Телевизионный сюжет Лекционное занятие Практическое занятие Лекционное занятие Деловая игра Лекционное занятие 40 Композиция кадра. Человек в Практическое занятие кадре Творческая работа 41 Лекционное занятие. Практическое занятие. Монтажный план сюжета 39 Интервью на видео 42 Видеомонтаж 43 Публикация на видеохостингах Лекционное занятие. Практическое занятие. Лекционное занятие Практическое занятие Лекционное занятие Практическое занятие Творческая работа 45 Лекционное занятие СМИ и закон Практическое занятие Модуль «Аудио» 46 Оборудование для работы с Лекционное занятие аудио Практическое занятие 44 Мобильная видеосъемка и монтаж 47 Звукозапись и монтаж. 48 49 50 51 Лекционное занятие Практическое занятие Модуль «СММ- мастер» Разбор социальных сетей Круглый стол Практическое занятие Разбор социальных сетей Круглый стол Практическое занятие Круглый стол Что такое пост в социальных сетях, и как его Практическое занятие правильно сделать Круглый стол Специфика работы СМИ в Практическое занятие социальных сетях, функции, задачи. 52 53 SMM: инструменты, возможности и проблемы Создание собственных публикаций 54 Создание собственных публикаций 55 Создание собственных публикаций Количественнокачественный анализ реакции на сделанные публикации Презентация результатов 56 Круглый стол Практическое занятие Лекционное занятие Практическое занятие Творческая работа Лекционное занятие Практическое занятие Творческая работа Создание собственных публикаций Лекционное занятие Практическое занятие Лекционное занятие Практическое занятие Творческая работа Практика самопрезентации (Модуль для одаренных детей) 58 Стратегии и техники Лекционное занятие самопрезентации Практическое занятие Творческая работа 59 Стратегии и техники Лекционное занятие самопрезентации Практическое занятие Творческая работа 60 Невербальные средства Лекционное занятие общения. Практическое занятие 57 61 62 63 64 65 66 67 68 Лекционное занятие Подготовка текстового Практическое занятие контента «Мои Творческая работа достоинства» Подготовка текстового Лекционное занятие контента«Я умею...» Практическое занятие Лекционное занятие Проведение Практическое занятие психологических тренингов на самопрезентацию Лекционное занятие Проведение Практическое занятие психологических тренингов на само презентацию Лекционное занятие Подготовка визуального Практическое занятие контента. Создание Творческая работа собственной обложки. Презентация Презентация портфолио журналистского портфолио учителей и учеников по Лекционное занятие итогам учебного года. Практическое занятие Анализ работы за год. Смотр Лекционное занятие достижений. Практическое занятие Раздел 3 Список литературы Для педагога: l Вовк Е. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШǁ №13, 15, 16. 2010 l Галкин. С. И. Техника и технология СМИ : Художественное конструирование газеты и журнала. Текст учеб. пособие для вузов по направлению 520600 и специальности 021400 «Журналистика» С. И. Галкин. - М.: Аспект Пресс, 2008 Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодёжной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий дисс. канд.фил.наук: 10.01.10. М.: МГУ им М.В.Ломоносова, 2008. l Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе/.А.Журин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. l Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации. l Интернет-технологии в помощь ответственному отношению к делу в современной журналистике: Дистанционный курс / Авт.: В. Короповская, М. Орешко, О.Семенова, Е. l Ястребцева; под ред. Е. Ястребцевой — Москва: Лига юных журналистов,2016. l «Копирайтинг: как не съесть собаку», Дмитрий Кот l Кулакова Н.Л. Медиаобъединения в самодеятельной школьной прессе // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. No3. – М., 2007. l Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2010. l Медиапрактикум. Сборник упражнений по журналистике. АНО «Содружество преподавателей новых медиа», 2017 l Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2013. l «Основы творческой деятельности журналиста.» Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000. l Печищев И.М. Визуальные коммуникации. Создание мультимедийного контента. Пермь, 2013. l Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов,Людмила Сарычева. -2-е изд. - м.: ап, 2017. l l Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель AdobePhotoshop7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003 Список литературы для учащихся Искусство слова. 2-е изд., доп. Л.А. Новиков. -М.: 1991. Орфографический словарь русского языка./под ред. С.И. Ожегова.- М.:ГептаТрейд,1995. l Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974. l Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988 l Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992 l Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Ф.П. Филин.- М.: Советская энциклопедия,1979. l Краткий словарь современных понятий и терминов. 3-е изд., дораб. и доп. Н.Т.Бунимович. – М.: Республика,2000. l Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов,Людмила Сарычева. -2-е изд. - м.: ап, 2017. l l