МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Рассмотрена на заседании педагогического совета «30 » августа 2022г., протокол№ 1 УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак _______________________________ / Джанаева Л.Р./ приказ от 30 августа 2022г. №59/7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАМММА Техническое (направление деятельности) « IT- Волонтеры» (название программы) Уровень - базовый Возраст обучающихся: 16-17 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель программы: Левина Гульмира Ришатовна Ф.И.О. учителя Педагог-организатор (занимаемая должность) ___________________________ (квалификационная категория) аул Малый Барханчак, 2022 – 2023 уч.год. Внутренняя экспертиза проведена. Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак. Руководитель центра образования естественно – научной и технологической направленностей «Точка роста» ___________/_____Исхакова З.К._ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современность предъявляет новые требования к личности человека. Сегодня нужна открытая, неконфликтная, творческая, компетентная личность, умеющая работать в команде. Прекрасная возможность для раскрытия и формирования этих качеств есть у человека в детском общественном объединении с его добровольностью, самодеятельностью, открытостью и возможностью выбора. Объединения дают каждому ребенку опыт и умение строить человеческие отношения, творить, реализовывать свой потенциал в социально-приемлимых формах. Действуя в общественных объединениях, дети приобщаются к общественной жизни, проходят школу гражданского самосознания и ответственности, здесь же формируется их мировоззрение. Дети, члены общественных объединений, лучше входят в общество и принимают общественные отношения, чем дети неорганизованные. Одной из форм детского и молодежного общественного движения является волонтерство (добровольчество) – неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Идея волонтерства не нова, поскольку ее смысл заключается в том, что для оказания бесплатной помощи молодые люди объединяются на добровольной основе, руководствуясь собственными побуждениями. Направленность программы Направленность дополнительной общеобразовательной программы «ITВолонтеры» – имеет естественно-научную направленность. Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что в основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе направленность не только на помощь людям пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, но и на помощь детям, организация эффективного взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях нравственного развития и воспитания учащихся. В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру. В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети – сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию, в детском объединении « Волонтеры», каждый может узнать, где больше всего ждут его помощи, где час его пребывания действует лучше самого сильного лекарства. Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтеры». Данная программа обеспечивает равный доступ к занятиям различных категорий детей, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. «IT-Волонтерство», как инновационный воспитательный подход в обучении и воспитании школьников, является одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у учащихся социального опыта, воспитания гуманности и морально-нравственных ценностей. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Отличительными особенностями данной программы являются: · развитие молодежного добровольческого движения, получении молодежью новых знаний, развитии навыков общественной деятельности, формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции. · широкий охват личностно-значимых психологических тем, нацеленность на глубокую самостоятельную работу и приобретение жизненно-важных умений и навыков; · выявление, поддержка и развитие обучающихся, имеющих выдающиеся способности в области социальной активности. Адресатами программы «IT-Волонтеры» являются: - дети 16-17 лет, проявляющие социальную активность, мотивированные на осуществление волонтерской деятельности, имеющие опыт и первичные знания по организации волонтерской деятельности. Объем программы, срок освоения программы : Предлагаемая программа рассчитана на 204 часов, 1 год обучения. Формы обучения- очная Уровень программы- базовый Особенности организации образовательного процесса: формы реализации образовательной программы- традиционная; организационные формы обучения- групповая Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (40 мин – занятие, 10 мин – перерыв). Формы организации образовательного процесса Программа « Волонтеры» представляет собой сочетание разнообразных учебных методик. - подготовка и проведения коллективно-творческих дел; - проведения психологических тренингов, бесед. - интеллектуальные, ролевые и подвижные игры; - проведение профильных часов по развитию практических навыков (игры, уличная работа ( проведение соц. опросов, поделки, оформление и прочие); - проведения акций и операций по пропаганде здорового образа жизни; - участие в районных и общественных мероприятиях. При создании программы «IT-Волонтеры» были использованы следующие методики и педагогические практики: - методики К. Фопеля «Сплоченность и толерантность в группе», «Формирование команды»; Т. Зинкевич – Евстигнеевой, Д. Фролова «Технология создания команды»; - педагогический опыт Всероссийского детского центра «Орлёнок», описанный в методических сборниках педагогов и практиков волонтёрского движения, таких как И. Романец, И.И. Фришман, М.Р. Мирошкина, Е.М. Шпоркина, С.И. Панченко; - театральные методики в обучении по принципу «Равный-равному» (практическое руководство./Издано Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организацией здоровья семьи) - опыт педагогов, психологов и специалистов, работающих в сфере молодёжной политики Московской области. Деятельность волонтеров в валеологическом направлении очень важна, она позволяет влиять на сознательный выбор подростками здорового образа жизни. В настоящее время в России все большую остроту приобретают проблемы репродуктивного здоровья молодежи, ситуацию осложняет проблема ВИЧ/СПИДа, инфекций, передаваемых половым путем, злоупотребление психоактивными веществами, отсутствие в обществе установок на здоровый образ жизни, экономическая нестабильность, изменение социально-психологических и нравственных ориентиров. Волонтерство, как форма общественного движения, призвано внести свой вклад в оздоровление общества; оказать помощь формированию активной жизненной позиции молодежи путем возрождения нравственных идеалов и ценностей. Успешная волонтерская деятельность включает овладение необходимыми знаниями, умениями для ведения профилактики, а также формирование нравственных принципов и усвоение ценностей, в результате чего развивается чувство «принадлежности» к добровольчеству. 1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: Формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для осуществления ими волонтерской социально-значимой деятельности. Задачи программы: · создание в группе обучающихся комфортного психоэмоционального состояния, обеспечивающего подросткам чувство уверенности в себе, своих возможностях; · развитие стремления к самопознанию, самовыражению и самосовершенствованию; · повышение уровня информированности подростков о факторах, влияющих на здоровье и социальное благополучие человека, семьи, сообщества; · формирование установки на здоровый образ жизни и навыков ответственного поведения, отрицающих приобщение к психоактивным веществам; · освоение детьми основ организаторской деятельности; · овладение подростками коммуникативной культурой, навыками рефлексии; · формирование мотивов социальной деятельности; развитие личностной и социальной компетенции; · удовлетворение потребности подростка в социально – значимой деятельности; · создание условий для сотрудничества с другими общественными организациями и объединениями. 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг. Модуль1. Волонтерское движение . Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Модуль 2. Участие в школьных благотворительных акциях, практических делах Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Модуль 3. Организация и участие в муниципальных, региональных и межрегиональных конференциях, фестивалях, форумах. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, фестивалях, форумах, проектах, конференциях различного уровня. Модуль4. Вовлечение обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества. Организация профориентационной деятельности обучающихся. Волонтеры должны научить подростков видеть и понимать проблему, принимать ее, разрешать ее или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью. Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Основное направление деятельности наших волонтеров – работа по профессиональному просвещению детей – проведение специальных занятий, профориентационных игр, дискуссий, посещение выставок. Модуль 5. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ Беседа с учащимися о влияние алкоголя на организм, какие существуют виды зависимостей (химическая - алкоголизм, наркомания, табакокурение; нехимическая - эмоциональная, и др.). Алкоголь и закон (употребление алкоголя как незаконное действие). Ответственность за употребление алкоголя, физиологическая и моральная зависимость. Беседа с волонтёрами о влиянии курения на организм человека. Проведение акции «Скажи, нет сигарете!» (создание листовок и плакатов) Возможные способы отказа от курения, негативное влияние курения на организм человека. Разработка и проведение тренинг – игры по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Влияние наркотиков на судьбу человека. Проведение выставки рисунков и плакатов «Нет наркотикам!». Содержание программы № Основное дело 1. Акции по привлечению новых членов в объединение Время проведения Сентябрь 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Реализация Международного профилактического проекта «Танцуй ради жизни», образовательного курса «Путешествие ради жизни» Участие в волонтерских сборах Участие в районных акциях, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом, Всемирному дню контрацепции Досуговые мероприятия, посвященные празднованию Нового года в школах города Организация и проведение лагерных смен для подростков по принципу «равный-равному». Участие в волонтерских сборах Досуговые мероприятия, посвященные 23 февраля, 8 марта для детей школ Профилактические акции, посвященные Всемирной неделе добра, Всемирному дню здоровья, Всемирному дню борьбы с туберкулезом Организация и проведение сборов актива учащейся молодежи Участие в сменах актива учащейся молодежи Участие в молодежных акциях Участие в муниципальных мероприятиях, приуроченных: Дню защиты детей, Дню молодежи Поездки в лагеря районного актива В течение года В течение года Октябрь, декабрь, май Декабрь В течение года В течение года Февраль - март Апрель В течение года В течение года В течение года Июнь, июль Июль-август 16. Реализация программы по профилактике употребления В течение года психоактивных веществ для подростков Традиционные праздники в объединении В течение года 16.1 Организация и проведение календарных праздников 16.2 Посвящение в волонтеры 15. Декабрь, февраль, март Декабрь, май 1.4. Планируемые результаты. Личностные результаты Умение подростков взаимодействовать с членами команды, преодолевать конфликтные ситуации в команде путем сотрудничества Формирование установки на успех, здоровый образ жизни и приобретение навыков ответственного поведения, отрицающих Метапредметные результаты Освоение знаний и умений организаторской работы, вожатской деятельности Предметные результаты Получение знаний о пагубном влиянии психоактивных веществ на организм и личность человека Приобретение навыка слаженной работы в команде Приобретение практических умений по оказанию адресной помощи сверстникам и людям, оказавшимся в приобщение к психоактивным веществам. Формирование уверенности в себе. Приобретение сценических навыков (ораторское мастерство, сценическое движение) № п/п модулей Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5 Итого: Освоение с инновационных форм профилактической деятельности Формирование мотивов социальной деятельности трудной жизненной ситуации Приобретение умения выполнять исследовательскую и проектную деятельность Освоение технологии социального театра УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН В том числе Тема Колич ество теория практика часов Волонтерское движение в 52 России. Участие в школьных 36 благотворительных акциях, практических делах Организация и участие в 36 муниципальных, региональных и межрегиональных конференциях, фестивалях, форумах. Вовлечение обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества. Организация профориентационной деятельности обучающихся. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ 6 38 36 204 58 146 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Календарный учебный график Дата Дата Количест Год обучения начала окончания во учебных занятий недель (урове занятий нь) 1 год 01 31 мая 34 обучения сентября 2023 г. Количест во Учебных дней 204 Режи Количест м во учебных занятий часов 204, 6 2 часов в раза в 2022 г. неделю неделю, по 3 часа 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение программы Волонтерское общественное объединение в своей жизнедеятельности основывается на следующем: · уставные цели и задачи общественного объединения; · актив общественного объединения; · деятельность общественного объединения; · ресурсы общественного объединения; · организационная культура общественного объединения; · общественное признание деятельности общественного объединения. Условия реализации программы Учебно-методическое обеспечение Для эффективной реализации программы педагогом планируется разработка, составление методической литературы: 1) Конспекты теоретических занятий, дидактический материал; 2) Сценарии и сценарные планы молодежных акций, коллективно-творческих дел, семинаров, творческих сборов, познавательных программ; 3) Модели и формы педагогической профилактики вредных привычек среди подростков и молодежи (пособия, учебники, фото и видео-презентации); 4) Методические папки по блокам программы 5) Изготовление видеофильмов о деятельности общественного объединения Кадровое обеспечение: 1. Педагог дополнительного образования. 2. Привлечение к сотрудничеству специалистов организаций, ведущих работу с молодежью. Техническое обеспечение: 1) Кабинет Точки роста, магнитная доска. 2) Экран, ноутбук Точки роста, проектор, музыкальная аппаратура. 3) Канцелярские товары. Реквизит для выступлений, проведения профилактических программ. 2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) Вид контроля Стартовый (выявление знаний, умений, навыков) Текущая проверка выполнения работ в Методы уровня Собеседования Формы Индивидуальная (устно) процессе Опрос, наблюдение, анкетирование. Фронтальная Периодическая Соревнования, игры, создание Групповая, индивидуальная. презентаций, листовок, газет, участие в конкурсах, различного уровня мероприятиях. Итоговая проверка Создание видеороликов. презентаций, Групповая, индивидуальная Аттестация обучающихся: · · · Входной (стартовый) контроль оценки знаний и умений обучающихся проводится в сентябре. Текущий контроль по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в течение всего периода обучения. Промежуточная аттестация проводится в декабрь -январь по итогам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в апреле-мае по окончании освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. № месяц число 1-2 Календарный план Темы занятий Форма Количес тво часов 2 Введение Учебнообразовательную познавательна программу я работа «Волонтёры». Инструктаж по ТБ 3-5 Учебнопознавательна я работа 3 6-7 Учебнопознавательна я работа 2 8-9 Коллективная работа 2 10-11 Коллективная работа 2 12-13 Коллективная форма 2 14-15 Трудовой десант 2 16-19 Коллективнотворческая деятельность 4 Форма контрол я в Беседа История волонтерской (добровольческой)бла готворительной деятельности в России . История волонтерской (добровольческой)бла готворительной деятельности за рубежом. «Мы-команда!» Упражнения на повышение уровня взаимопонимания в команде. Игры и упражнения на формирование навыков общекомандной деятельности. Волонтер командный игрок. Подготовка и проведение линейки посвященной памяти жертв «Беслана» «Вахта памяти». Уборка обелиска Салихова Р.С. Подготовка Беседа Беседа Практическая работа Практическая работа Фотоотчёт Фотоотчет Практика, коллективная работа праздничного поздравления ко дню воспитателя 20-23 Коллективная форма 24-25 Акция 4 2 26-29 Коллективная форма 4 30-32 Учебнопознавательна я работа 3 Подготовка к практика изготовлению открыток к Дню пожилого человека Фотоотчёт Поздравление пожилых людей с праздником «Днём пожилого человека» Подготовка ко практика Дню учителя, изготовление открыток, стенгазет для педагогов Организационно Беседа -правовые аспекты деятельности волонтеров. Коллективная форма Учебнопознавательна я работа Коллективная форма 4 43-44 Трудовой десант 2 45-47 Коллективная форма 3 48-50 Учебнопознавательна я работа 3 33-36 37-38 39-42 2 4 Волонтерское движение в России «Спешите делать добрые дела!» Практическая работа Викторина Помощь в подготовке школьного праздника «Золотая осень» Участие в школьном празднике «Золотая осень» Проведение мероприятия посвященного Дню народного единства, беседа «История возникновения праздника». Социальные Практическая работа аспекты и виды Фотоотчёт Беседа Беседа волонтерской (добровольческой) Учебнопознавательна я работа Трудовой десант 3 56-58 Учебнопознавательна я работа 3 59-62 Коллективная работа 4 63-64 Коллективнотворческая деятельность 2 65-68 Благотворител ьная акция 4 69-72 Благотворител ьная Акция 4 73-74 Трудовой десант 2 75-76 Учебно- 2 51-53 54-55 2 деятельности в молодежной среде Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?» Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой!» Локальная нормативно-правовая база организации работы волонтерской (добровольческой) группы. Подготовка к изготовлению поздравительных открыток и подарков ко дню Матери. Изготовление поздравительных открыток и подарков ко дню Матери и поздравление мам на школьном мероприятии 12 ноября – Синичкин день. Развешивание кормушек для птиц на территории Акция посвящённая Дня инвалида 3 декабря « Я и ты – мы все равны». Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Экологический десант» Сделаем территорию школы чистой» «Кто такой Игровые технологии Трудовая деятельность, фотоотчёт Беседа практика фотоотчёт Фотоотчёт Фотоотчёт Трудовая деятельность Опрос, 77-78 79-81 82-83 84-85 86-87 88-89 90-93 94-96 97-100 познавательна я деятельность Учебнопознавательна я работа Дискуссия, круглый стол Собеседовани е, круглый стол Коллективнотворческая деятельность Трудовой десант волонтёр, волонтёра» 2 3 2 2 2 Учебнопознавательна я работа Акция 2 Учебнопознавательна я работа Акция 3 4 4 101-103 Учебнопознавательна я работа 3 104-107 Акция 4 108-111 Акция 4 112-113 Коллективнотворческая деятельность 2 кодекс зачётная беседа Анкетирование на тему «Наши права и обязанности, знаем ли мы их» Толерантность – качество волонтёра 5 декабря – Всемирный день волонтёров 5 декабря – Всемирный день волонтёров Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой» Влияние алкоголя на организм человека Проведение акции «Мир без алкоголя!» Выставка рисунков и плакатов. Влияние курения на организм человека. Проведение акции «Скажи сигарете нет!» Конкурс рисунков. Влияние наркотиков на судьбу человека Проведение акции «Наркотикам нет!» Создание листовок. Акция «Кормушка». Подготовка поздравительных открыток для школьного Анкетирование Беседа Беседа практика Трудовая деятельность Беседа Фотоотчёт Беседа Фотоотчёт Беседа Акция Благотворитель ная акция Практическая работа 114-116 Коллективнотворческая деятельность 3 117-118 Учебнопознавательна я работа Трудовой десант 2 121-124 Коллективнотворческая деятельность 4 125-128 Коллективная форма 4 129-132 Трудовой десант 4 133-134 Коллективнотворческая деятельность 2 135-136 Коллективнотворческая деятельность 2 137-140 Коллективнотворческая деятельность 4 141-142 Благотворител ьная акция 2 143-144 Трудовой 2 119-120 2 библиотекаря Принципы волонтерской деятельности, личностные качества волонтеров Влияние алкоголя на организм. Виды зависимостей «Вахта памяти», уборка памятника воинам гражданской войны Изготовление подарков для людей с ограниченными возможностями. «Портфель пожеланий» Акция «Покормите птиц зимой» Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него Подготовка к изготовлению петрушки с сюрпризом для детей дошкольной группы. Изготовление петушки с сюрпризом для детей дошкольной группы Подготовка и изготовление открыток труженикам тыла ВОВ с Днём Защитника отечества Поздравление тружеников тыла ВОВ с Днем защитника отечества Уход за Беседа Беседа Фотоотчёт Практическая работа Благотворитель ная акция Благотворитель ная акция Коллективная работа Практические задания Практическая работа фотоотчёт Трудовая десант 145-147 Трудовой десант 3 148-149 Трудовой десант Ролевые игры 2 154-155 Учебнопознавательна я работа 2 156-159 Коллективнотворческая деятельность 4 160-162 Коллективнотворческая деятельность 3 163-164 Учебнопознавательна я работа Учебнопознавательна я работа 2 150-153 165-167 4 3 2 168-169 Учебнопознавательна я работа 170-172 Учебнопознавательна я работа 3 комнатными цветами, растущими в школе. «Вахта памяти».Уборка памятника участникам ВОВ Расчистка игровой площадки Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми начальной школы День спонтанного проявления доброты “Добру пусть откроется сердце ” Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их с Международным женским днём Подготовка и проведение мероприятия посвящённого Дню Земли. Акция «Мы за чистую планету» Международный день детской книги. Конкурс экологических фотографий «Мои любимые цветы» Ремонт книг школьной библиотеки деятельность Фотоотчёт Фотоотчёт Игровая технология Викторина Коллективная работа, фотоотчёт Акция Беседа Коллективная работа Практическая работа КоллективноКонкурс практическая экологических фотографий «Эти работа забавные животные 173-175 Учебнопознавательна я работа 3 176-178 Собеседовани е 3 179-180 Трудовой десант 2 181-184 Акция 4 185-187 Учебнопознавательна я работа Коллективнотворческая работа 3 188-190 3 191-194 4 Благотворител ьная акция 195 196-197 198-200 Благотворител ьная акция Трудовой десант Акция 1 2 3 «День птиц», беседа на тему «Птицы – наши друзья». Выпуск газеты «Птичьи странички». Международный день милосердия. “Будьте милосердным” Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы. Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка». Подготовка к акции «Мой двор, моя улица» Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты и вручение их жителям села Участие к акции «Ветеран живёт рядом». Помощь ветеранам села. Участие в торжественном шествии и митинге посвященному дню Победы. Возложение цветов к памятнику воинам ВОВ. «Вахта памяти». Уборка памятника Акция «Мой Коллективнотворческая работа Коллективная работа Трудовая деятельность Беседа, акция Коллективная работа Практическая работа Трудовая деятельность, фотоотчёт Фотоотчёт Трудовая деятельность Трудовая 201-202 Акция 2 203-204 Учебнопознавательна я работа 2 двор, моя улица» деятельность Акция «Мой двор, моя улица» Распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование) Коллективная работа Анкетирование , тест 3. Список основной литературы для педагога. 1. Баллингер Эрих. Учебная гимнастика. М., Просвещ.,2010 2. Барановский А.Ю., Грухин Ю.А., Руднев Д.А. Новый лечебник. СПБ «Наука» «Комета», 2008 3. Бояринцева Г. Н. Психологические игры и упражнения. Пермь , 2009. 4. Бриг. Сборник больших ролевых игр./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2008 5. Буканова И. А. Детские и молодежные общественные объединения: Создаем. Развиваем. Действуем. Вологда, 2011 6. Буянова Н.Ю. Я познаю мир «Детская энциклопедия» М, ТКО «АСТ», 2009 7. Вайнер Э.Н. Валеология, М., «Флинта», 2012 8. Губина Т.В. Содружество – 2000. Материалы лагеря лидеров детских и молодежных общественных объединений Вологодской обл. Вологда, 2013 9. Гудзима Е.В., Касьянова А.Н. Пошаговый план занятий к программе «Свежий ветер» для волонтеров – ведущих. – Самара: СДДТЮ,2014 10. Давайте работать вместе! Шпаргалка. Или как работать со школьным активом./ Сост. Гагарина Д.А. Набережные Челны, ГЦДТ, 2009 11. Держите курс на детство./ Сост. Шергина Н. Б., Злобина Е. А. и др., Ижевск, 2002 . 12. Детское движение: вопросы и ответы. Методическое пособие./ Авт. - сост. Гуртовая О. В. , Конева В. Ю. , Тюмень, 2010 13. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. – СПБ.: «Речь»,2012 14. Добровольческий Корпус Здоровья. Сборник профилактических программ./ Под ред. Возжаева С. Н. Зверевой Н. Н. и др., М «Авантитул» 2013 15. Жизненные навыки /Учебно-методический комплект. Сост.: И.А. Козич, Е.С. Бакланова. Фонд «Фокус –Медиа», М., 2015 16. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. – М., 2013 17. Зинкевич – Евстигнеева Т., Фролов Д. Технология создания команды СПб., «Невский проспект» 2014 18. Из опыта реализации областной программы «Лидер» / Авт. – сост. Розанов И. А. , Черепанова Н. С. и др ., Вологда ,2012 19. Инновационные подходы в профилактике ВИЧ/инфекции: пакет справочных материалов/сост. В. М. Быкова (и др.). Минск: Ковчег,2016 20. Использование театральных методик в обучении по принципу «Равныйравному». Практическое руководство./Издано Фондом ООН в области народонаселения, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организацией здоровья семьи. Москва, 2015 21. Комплекс учебно – демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении – Я» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2017 22. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья СПБ «Петроградский и К°»,2010 23. Лидерс А. Г. Тренинг личностного роста подростков. М., «Психология» 2014 24. Листопадов Ю. Г. Лето в палатке. М., «Авантитул» 2017 25. Нейнтус М. «Все о раздельном питании М., «Кристина и К°», 2010 26. Пиотровская Е. Программа подготовки волонтеров. Методическое пособие. Казань 2012 27. Подготовка волонтеров./ Сост. Фришман И.И., Мирошкина М.Р., М.: ГОУ ЦРСДОД, 2010 28. Полезные привычки. Рабочие тетради 1 – 4 классы./ Авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю. и др., Ижевск «Удмуртский Университет», 2005. 29. Полезные привычки. Пособие для учителя/ авт. колл. ГречанаяТ. Б., Иванова Л. Ю., Ижевск «Удмуртский Университет», 2006. 30. Потапов В. П., Кошкарова Л.И. Если хочешь быть здоров. Слагаемые здоровья. – Ижевск: Издательство ИУУ, 2011. 31. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под ред. Битяновой М. СПб., 2012. 32. Практические занятия с подростками по профилактике зависимости от психоактивных веществ./ Авт. сост. Сентябова Т.В., Ижевск «Удмуртский университет», 2002Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./ Под ред. Битяновой М.Р. –СПБ.: «Питер»,2003 33. Программа «15» Руководство по реализации программы профилактики социально-значимых заболеваний в сообществе. Авт. Коллектив: Камалдинов Д.О., Петрова О. Н, Новосибирск, 2010 34. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде. От школьных профилактических программ к волонтерскому движению./Сост. Аверин А . .Ижевск ,2014 . 35. Профилактика зависимого поведения. Учебное пособие./ Сост. Гаврилина Л. К., Пружинская В. Б., Сыктывкар,2012 . 36. Профилактическое сопровождение подростков. Пособие для специалистов, работающих с молодежью. / Авт. колл. Авдеев Ю., Лепшин А. и др., Челябинск,2011. 37. Ромек В. Тренинг уверенности СПб ., 2015 . 38. Ротенберг Робберт. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М. «Физкультура и спорт», 2011 39. Сборник методических материалов « О привлечении волонтеров к реализации социальных программ по пропаганде З. О. Ж../ Ред. колл. Лещинский А. С., Краснов И. В. и др., Ижевск ,2010 40. Сборник в помощь вожатому. / Сост. Телеусова М. В., Харин А. А., Ижевск, 2014 41. Сопер Л. Основы искусства речи М., «Академия» 2009 42. Стальков Е., Панин В. Валеология. Калининград ,2011 . 43. Стальков Е., Панин В. Валеология от идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья, янтарный сказ. ФГУИПП, 2011 44. Татарникова П.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. СПБ «Петроградский и К°»,2008 45. Фопель К. Создание команды. М., «Генезис» 2009. 46. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., «Генезис», 2009 47. Фопель К. Энергия паузы. М., «Генезис» 2009 . 48. Юдин Г.А. Главное чудо света. М., «Монолог» 2011 49. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ / СПИД, наркозависимости, ИППП. / Авт. колл. Яшина Е., Камалдинов Д., Новосибирск ,2011. Список основной литературы для обучающихся 1. Бриг. Сборник больших ролевых игр./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2006 2. Использование театральных методик в обучении по принципу «Равный равному». Практическое руководство./Издано Фондом ООН в области народонаселения, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД и Всемирной организацией здоровья семьи. Москва, 2009 3. Татарникова П.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка. СПБ «Петроградский и К°»,2012 4. Фопель К. Создание команды. М., «Генезис» 2012 . 5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М., «Генезис», 2012 6. Фопель К. Энергия паузы. М., «Генезис» 2013 . 7. Энциклопедия вожатого. Сборник методических материалов по организации детского отдыха./Автор-составитель Е.М. Шпоркина. Ульяновск, 2015 8. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера в области профилактики ВИЧ / СПИД, наркозависимости, ИППП. / Авт. колл. Яшина Е., Камалдинов Д., Новосибирск ,2011 Список дополнительной литературы для педагога. 1. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М.: «Искусство», 2014 2.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. – М.: Всероссийское театральное общество,2007 3.О детских организациях с надеждой и тревогой. Дискуссионные материалы. / Ред. коллегия: Волохов А. В. , Кочергин В. Н. и др., Челябинск,2009 4.«Орленок». Книга вожатого/ рук. авторского коллектива И.Романец. Собеседник, М., 2013 5.Пайвина Е.Ю. Волонтер – Лэнд: Первичная профилактика аддиктивного поведения: Учебно – метод. Пособ. – Глазов: РЖГВ, 2014 6.Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Учебное пособие-словарь//Сост. Ковалева А.Г..-М.: Собеседник, 2016 7.Педагогические отряды лагерей актива России./ Под ред. Возжаева С. Н., Возжаевой Е. Н. . М. , «Авантитул» 2013 . 8.Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье – любовь – красота. СПБ «Петроградский и К°»,5 томов, 2019 9.Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. – Ростов н/Д: «Феникс», 2013 10.Уроки для родителей или как помочь ребенку не употреблять табак и алкоголь. / Авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю. и др., М «Бонфи»., 2000 Список дополнительной литературы для обучающихся 1.«Орленок». Книга вожатого/ рук. авторского коллектива И.Романец. Собеседник, М., 2015 2.Пайвина Е.Ю. Волонтер – Лэнд: Первичная профилактика аддиктивного поведения: Учебно – метод. Пособ. – Глазов: РЖГВ, 2004 3.Полезные привычки. Пособие для учителя/ авт. колл. Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Ижевск «Удмуртский Университет», 2008. Информационное обеспечение 1.Интернет-ресурсы: - ИПКиПРО УР– Режим доступа: http://ipkpro.ru/(Дата обращения 15.05.19) сайт ВОИПКиПРО. – Режим доступа: http://www.voipkro.vrn.ru/index.html (Дата обращения 15.05.19) - «Учительская газета». Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года. – Режим доступа: http://www.ug.ru http://www.ug.ru (Дата обращения 15.05.19) - Издательство «1 сентября», электронные версии изданий (все предметы), архивы, методические копилки, новости, фестивали и т.п. – по всем предметам и направлениям. – Режим доступа: http://www.1september.ru (Дата обращения 15.05.19) - Педсовет. Информационный портал, посвященный образованию. 15-й Всероссийский интернет-педсовет – Режим доступа: http://pedsovet.org (Дата обращения 15.05.19) - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. – Режим доступа: http://katalog.iot.ru (Дата обращения 15.05.19) - Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru (Дата обращения 15.05.19) 2.Методическая копилка: - Практические материалы для школы: фото- видео- аудиоматериалы, разработки уроков, библиотека, полезные ссылки и т.д. – Режим доступа: http://www.nachalka.com (Дата обращения 15.05.19) - Завуч-инфо: - педагогические форумы. Богатая методическая библиотека: разработки уроков, презентации, научно-методические статьи. – Режим доступа: http://www.zavuch.info (Дата обращения 15.05.19) - Интернет журнал Эйдос: практические статьи о различных методиках, образовательных технологиях, формах и методах занятий. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/index.htm (Дата обращения 15.05.19) - Сеть творческих учителей: материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе. – Режим доступа: http://it-n.ru (Дата обращения 15.05.19) (Дата обращения 03.08.15) 3.Электронные библиотеки и справочные системы: - Библиотека РГИУ. – Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio (Дата обращения 15.05.19) - Электронная библиотека. – Режим доступа: http://www.twirpx.com (Дата обращения 15.05.19) - Публичная электронная библиотека Прометей. – Режим доступа: http://www.alleng.ru (Дата обращения 15.05.19) - Все для тех, кто учится: лучший сборник ссылок по всем предметам – электронные учебники, тесты, задачи, пособия и т.д. – Режим доступа: http://lib.prometey.org/?lib=library (Дата обращения 15.05.19) - Календарь праздников, описание происхождения которых прилагается в информационных статьях. – Режим доступа: http://www.calend.ru (Дата обращения 15.05.19) ПРИЛОЖЕНИЕ 1. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса Ответьте, пожалуйста, на вопросы Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. В некоторые дни мои успехи ниже средних. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. Я более доброжелателен, чем другие. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха. Усердие – это не основная моя черта. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. Препятствия делают мои решения более твердыми. У меня легко вызвать честолюбие. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. Нужно полагаться только на самого себя. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю. Я менее честолюбив, чем многие другие. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро выйду на учебу Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше. Мои друзья иногда считают меня ленивым. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. Когда что-то не ЛАДИТСЯ, я нетерпелив. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. Я завидую людям, которые не загружены работой. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер. Итого: Да Нет КЛЮЧ Вы получили по 1 баллу за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1,11, 12, 19, 28, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов. Результат. От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. Анализ результата. Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готовность к риску». Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкетирование по блоку «Профилактический» (ОБРАЗЦЫ АНКЕТ) Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них, обводя кружком или подчеркивая номер того варианта ответа, который вам подходит больше всего. 1. Дата_________________ 2. Фамилия, имя____________________________________________________________ ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ И ИППП: 1. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Какие последствия могут произойти, если не лечить ИППП, или лечить плохо? 4. по окончании активных проявлений болезнь не 1. болезнь может пройти сама собой будет опасна ни мне, ни окружающим (самоизлечение) 5. могут развиться тяжелые осложнения других 2. может развиться бесплодие органов и систем организма 3. болезнь станет хронической 2. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Как человек может заразиться ВИЧ-инфекцией? 5. от матери к ребенку (беременность, роды, 1. незащищенный сексуальный контакт кормление грудью) 2. пользование общей посуды 6. воздушно-капельный путь 3. переливание крови 7. пользование общей посудой. 4. использование общих нестерильных шприцев 3. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Как ВИЧ не передается? 5. через прием пищи из общей посуды 1. через рукопожатие 6. через использование общей иглы для инъекций 2. через пользование общим туалетом 7. через объятия 3. через поцелуй 4. через секс без презерватива 4. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Какие способы защиты от ВИЧ-инфекции вы считаете самыми надежными? 5. использовать одноразовые инструменты при контакте с 1. постоянно использовать кровью гормональные противозачаточные 6. иметь сексуальные отношения только с людьми, таблетки которых знаешь 2. использовать презерватив при 7. применять подмывание и спринцевание с марганцовкой каждом сексуальном контакте после каждого сексуального контакта 3. воздержание 4. использовать внутриматочную спираль 5. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Что нужно сделать, чтобы остановить эпидемию ВИЧ-инфекции? 5. обеспечить нуждающихся в лечении 1. всем проходить тестирование на ВИЧ препаратами 2. сделать отдельные школы и детские сады для 6. оказывать помощь в социальной адаптации ВИЧ-инфицированных детей ВИЧ-инфицированным людям 3. проводить профилактические программы для 7. сделать отдельные больницы для ВИЧнаселения инфицированных 4. обеспечить население средствами 8. изолировать всех ВИЧ-инфицированных профилактики ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА: АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ 1. В чем самая главная опасность алкоголя (выберите только один ответ): 1. вызывает зависимость 2. притупляет чувство опасности 3. приводит к хроническим заболеваниям 2. Какие причины, на ваш взгляд, могут оправдать курение, употребление алкоголя и наркотиков (выберите только один ответ): 4. проблемы с родителями 1. чувство одиночества 5. снятие внутреннего напряжения 2. стремление показать свою смелость 6. получение нового опыта 3. не отличаться от друзей 5. таких причин нет 3. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Лучший способ снять нервное напряжение – это: 6. выпить спиртное 1. разбить чашку 7. покурить 2. принять наркотик 8. прокричаться 3. заняться спортом 9. направить агрессию на другого человека 4. заняться сексом 5. поговорить с близким человеком 4. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Человек, который употребляет наркотики: 4. в любой момент может умереть от передозировки 1. легко снимает напряжение 5. вынужден постоянно «добывать» большие суммы 2. приобретает новых друзей денег 3. теряет доверие друзей и близких 5. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Чем может закончиться алкогольное опьянение? 4. заражением ВИЧ 1. пребыванием в вытрезвителе 5. крепким здоровым сном 2. ссорами с членами семьи, близкими 6. похмельем 3. нежелательной беременностью 1. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Уверенным в себе можно назвать человека, который: 4. может пеpекpичать другого в споре 1. избегает конфликтов 2. сохраняет отношения с людьми даже в 5. не проявляет инициативы 6. уважает интересы окружающих сложных ситуациях 3. стремится доказать, что другой человек не 7. может применить свою физическую силу прав 2. Выберите из приведенного списка все утверждения, с которыми Вы согласны. Благополучным можно считать человека, который: 6. умеет делать выбор 1. имеет много денег 7. добивается задуманного 2. ставит перед собой цели 8. имеет хорошее здоровье 3. дарит близким много подарков 4. регулярно отдыхает на зарубежных 9. может изменить свое поведение по своему желанию курортах 10. не имеет вредных привычек 5. совместно всей семьей строит планы Благодарим Вас за участие!