МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК ИПАТОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Рассмотрена на заседании педагогического совета 30 августа 2022г , Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ: Врио директора МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак / Джанаева Л.Р. приказ от 30 августа 2022.№ 59/7 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Кружок «Юнармия» для 7 класса Срок реализации программы 2022- 2023 г. Автор – составитель программы: Айчаракова З.Ф., педагог доп. образования а. Малый Барханчак 2022 г. Информационная карта образовательной программы 1. Образовательная организация МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак 2. Полное название программы «Юнармия» 3. Направленность программы Социально - педагогическое 4. Сведения о разработчиках 4.1. ФИО, должность 5. Сведения о программе: 5.1. 5.2. 5.3. Срок реализации Возраст обучающихся Характеристика программы: - тип программы 1 год 12-13 лет Дополнительная Общеобразовательная программа - вид программы Общеразвивающая Айчаракова Зульфия Фатиховна, педагог дополнительного образования - принцип проектирования линейная программы - форма организации Модульная содержания и учебного процесса Вариант модуля От модуля к модулю 5.4. Цель программы Создание условий и возможностей для совершенствования системы воспитания учащихся школы и формирование социально активной личности гражданина-патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей, обладающей основами знаний по начальной военной подготовке. 6. Формы и методы образовательной деятельности 1. Видеолекции, виртуальные экскурсии, презентации, чат – занятия. 2.Лекции. 3. практикум. 4. деловая игра. 5. Соревнования. 7. Формы мониторинга результативности Форма мониторинга для определения результативности освоения программы – соревнования. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выступление на соревнованиях, игра «Зарница», «Меткий стрелок», Смотр строя и песни. 8. Результативность реализации программы 9. Дата утверждения и последней корректировки программы 31.08.2022 г. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» для 7 - классов составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак. Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» - это программа социально - педагогическая направленности. Программа направлена на повышение интереса обучающихся к военно – патриотической деятельности и предназначена обеспечить: - участие молодежи в реализации государственной политики в области военно – патриотического и гражданского воспитания; - изучение истории и культуры Отечества и родного края; - передачу и развитие лучших традиций российского воинства; - приобретение военно – прикладных умений и навыков; - воспитание ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Актуальность программы Программа актуальна поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности в созидательной деятельности творческих проектов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, обеспечивает равный доступ к занятиям различных категорий детей, в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации проектной деятельности во внеурочное время. В основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель: Создание условий и возможностей для совершенствования системы воспитания учащихся школы и формирование социально активной личности гражданина-патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей, обладающей основами знаний по начальной военной подготовке. Данная Программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия, внеурочную работу и внеклассную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности. Одной из задач Целевой модели ДОД является обеспечение равного доступа к занятиям кружка «Юнармия» для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. В основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы «Юнармия» значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. Так как дети, проживающие в сельской местности, обладают меньшими стартовыми возможностями, поэтому модульная программа позволяет развить самостоятельность обучающихся, раскрыть их творческий потенциал. Цель образовательной программы (ОП): создать условия для разных категорий детей из сельской местности для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению . Задачи: обучающие: - знакомство с историей Вооруженных Сил РФ; - знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем; - знакомство с историей юнармейского движения в России; - овладение приемами первой медицинской помощи и выживания в экстремальной ситуации; - знакомство со стрелковым оружием; - формирование навыка использования стрелкового оружия; - четкое и правильное выполнение строевых приемов и действий. развивающие: - развитие выносливости, ловкости, физической силы юнармейцев через занятия военно-прикладным многоборьем; - развитие аккуратности, чистоплотности, дисциплинированности, умения четко следовать инструкциям. воспитательные: - воспитание патриотизма; - воспитание чувства глубокой ответственности за выполнение требований присяги, верности воинскому долгу, Боевому Знамени части (Флагу корабля) как символу воинской чести, доблести и славы. Возраст детей, участвующих в реализации программы 12-13 лет. Программа занятий составлена с учетом психологического и физического развития. Объем программы – 1 год обучения рассчитан на 68 часов. Формы организации деятельности: групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные. 1. Сочетание обзорных бесед и установочных лекций; 2. Занятия-презентации, занятия вопросов и ответов; 3. Занятия по физической подготовке: 4. Военизированный кросс, военно-прикладная полоса препятствий; 5. Занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка, 6. Практические занятия в тире; 7. Экскурсии 8. Медицинская подготовка для оказания первой доврачебной помощи. 9. Занятия по спортивно-прикладному туризму 10. Видеолекции, онлайн занятия на ZOOM, виртуальные экскурсии, презентации. Методы обучения: 1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ и др.); наглядный (опорные схемы, слайды и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра; 2.Методы стимулирования и мотивации: интереса к учению; долга и ответственности в учении; 3.Методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты). Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительноиллюстративный и репродуктивный, частично-поисковый, практический. Для достижения целей учитель сам выбирает учебники, методическое сопровождение, технологии, способы и методы обучения, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока. Срок реализации программы 1 год Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся в очной форме. · · · Планируемые результаты освоения программы В результате изучения программы учащийся будет знать/понимать · Технику безопасности на занятиях по физической, строевой подготовке; · Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова; · Специфику физической подготовки; · Последовательность разборка и сборки АКМ-74; неполной · Меры безопасности при обращении с автоматом; · Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки; · Государственная и военная символика; · Дни воинской славы России; · Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации; · История, символы и геральдика РФ; · Опасные природные факторы и защиту от их влияния; · Современные средства поражения; · Мероприятия ГО по защите населения; · Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи; · Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими. Предметными результатами изучения программы является: Ученик научится и получит возможность научиться: Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74; Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации; Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах; · · · · Одевать противогаз; Применять различные туристические навыки, в зависимости от ситуаций; Преодолевать единую полосу препятствия . Символы воинской чести; Личностными результатами изучения программы является: § осознание себя как члена общества; § эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; § патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; § умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; § умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; § владение устной и письменной речью; § уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные: § способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; § умение управлять своей познавательной деятельностью; § умение организовывать свою деятельность; § определять её цели и задачи; § умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; § умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; § смысловое чтение; § выбирать средства и применять их на практике; § умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; § владение основами самоконтроля, самооценки; § оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: § самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); § умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; § умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. § Познавательные: § формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов по средствам подготовки и участия в военно-спортивных играх; § формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; § формирование и развитие мышления в области начальной военной подготовки, истории, географии, техники, основ безопасности жизнедеятельности и медицины; § умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Учебно-тематический план 1 года обучения № п/п Наименован ие модуля 1 Модуль1. Основы знаний «Юнармейца» 2 Модуль 2. Строевая подготовка 3 Модуль 3. Физическая подготовка 4 Модуль 4. Основы ЗОЖ и оказание первой помощи 5 Модуль 5. ОБЖ в чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 6 Модуль 6. физическая подготовка Итого Количество часов всего 21 ч теория Формы аттестации практика (контроля) Наблюдение 21 ч 10ч 10 ч Наблюдение Наблюдение 10 ч 10 ч Наблюдение 10 ч 5ч 5ч Наблюдение 7ч 7ч 10 ч Наблюдение 10 ч 68 ч Наблюдение Содержание программы 1 года обучения Модуль 1. Основы знаний «Юнармейца». Введение в детское патриотическое движение (История детского патриотического движения). Символика, атрибуты и ритуалы РФ и ВВПОД «ЮНАРМИЯ» Ратные и трудовые подвиги нашего народа. «Гордость земли Российской». Экскурсия в музей «Боевой славы» г. Ипатово. Виды и рода войск Министерства Обороны РФ. Воинские звания военнослужащих РФ. История комплекса ГТО. Сдача норм ГТО Модуль 2 .Строевая подготовка. Строи и управление ими. Обязанности солдата перед построением и в строю. Обязанности командиров перед построением и встрою. Строевая стойка и повороты на месте. Повороты на месте, построение из одной шеренги в две и обратно. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Отдания воинского приветствия на месте и в движении. Совершенствование в отдании воинского приветствия в строю, на месте и в движении. Ответ на приветствие в движении. Выход из строя, подход к начальнику. Возвращение в строй совершенствование строевых приёмов. Развёрнутый строй. Походный строй. Построение отделения в развёрнутый строй. Перестроение отделения из развёрнутого в походный и обратно. Размыкание и смыкание строя. Строй взвода. Развёрнутый, походный строи. Смотр-конкурс строя и песни. Модуль 3. Физическая подготовка. Общефизическая подготовка. Развивающие упражнения на перекладине. Упражнения на брусьях. Занятия на лыжах. Сдача норм ГТО. Личная гигиена юнармейца, рациональный режим дня, закаливание организма, вредные привычки. Модуль 4. Основы ЗОЖ и оказание первой помощи. Основы медицинских знаний. Наложение повязок на палец, кисть, локоть, колено. Наложение повязок на голову, живот, остановка кровотечения жгутом и с помощью подручных средств. Искусственное дыхание. Эвакуации пострадавших. Способы безносилочного переноса пострадавших. Модуль 5. ОБЖ в чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации в природе. Землетрясения. Способы защиты. Оползень, сели, обвалы, наводнения. Способы защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на объектах народного хозяйства. Химически – опасные объекты в вашем городе. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Индивидуальные средства защиты. Правила пользования. Изготовление, надевание и снимание ватно-марлевой повязки. Надевание фильтрующего противогаза ГП-7. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Модуль 6. Прикладная физическая подготовка Единая полоса препятствия . Элементы. Отработка упражнений. Выполнение упражнений по преодолению полосы препятствий. Формы контроля и оценочные материалы На занятиях используются различные методы контроля: текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения; промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме игровых упражнений; итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков. Текущий: - оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения; - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Организационно-педагогические условия реализации программы Занятия проводятся в хорошо освещенном кабинете. К каждому занятию подбирается материал по теме занятия: иллюстрации, фотографии, аудио-видео-записи, таблицы, схемы. Календарно – учебный график обучения Наименование модуля Тема занятия Введение в детское патриотическое движение (История детского патриотического движения). Символика, атрибуты и ритуалы РФ и ВВПОД «ЮНАРМИЯ» Ратные и трудовые подвиги нашего народа. «Гордость земли Российской». Экскурсия в Уголок Боевой Славы МКОУ СОШ№16 Экскурсия в музей г. Ипатово Основы Виды и рода войск Министерства знаний «Юнармейца» Обороны РФ. (21 часов) Воинские звания военнослужащих РФ. История комплексов ГТО Сдача норм ГТО. Осенний марафон. Огневая подготовкаю. Правила поведения и ТБ при стрельбе из пневматического оружия Пневматическое оружие, его устройство, технические данные. ( презентация) Строи и управление ими. Обязанности солдата перед построением и в строю. Обязанности командиров перед построением и встрою. Строевая Строевая стойка и повороты на месте подготовка (10 Повороты на месте, построение часов) из одной шеренги в две и обратно Движение строевым шагом. Повороты в движении. Отдания воинского приветствия на месте и в движении. Совершенствование в отдании Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 2 6 6 1 1 1 1 Дата проведения план факт воинского приветствия в строю, на месте и в движении Ответ на приветствие в движении. Выход из строя, подход к начальнику. Возвращение в строй. Совершенствование строевых приёмов. Развёрнутый строй. Походный строй. Построение отделения в развёрнутый строй Перестроение отделения из развёрнутого в походный и обратно. Размыкание и смыкание строя Строй взвода. Развёрнутый, походный строи. ОБЖ в 1 1 1 1 Смотр -конкурс строя и песни. 1 Развивающие упражнения на перекладине 3 Физическая Упражнения на брусьях. подготовка (10 часов) Сдача норм ГТО в школе. Основы ЗОЖ и оказание первой помощи (10 часов) 1 Общефизическая подготовка юнармейца Личная гигиена юнармейца, рациональный режим дня, закаливание организма, вредные привычки. Основы медицинских знаний. Наложение повязок на палец, кисть, локоть, колено. Наложение повязок на голову, живот. Остановка кровотечения жгутом и с помощью подручных средств Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Эвакуации пострадавших Способы безносилочного переноса пострадавших Чрезвычайные ситуации в 3 2 2 2 2 2 2 2 1 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (7часов) природе. Землетрясения. Способы защиты Оползень, сели, обвалы, наводнения. Способы защиты Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Аварии на объектах народного хозяйства. Химическо - опасные объекты в вашем городе. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Способы защиты Индивидуальные средства защиты. Правила пользования Изготовление, надевание и снимание ватно-марлевой повязки. Надевание фильтрующего противогаза ГП-7 Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Правила пользования. Единая полоса препятствия . Элементы полосы Отработка упражнений Выполнение упражнений по преодолению полосы препятствий Прикладная Выполнение упражнений по физическая преодолению полосы подготовка (10 препятствий часов) Подготовка к муниципальным соревнованиям «Зарница» Участие в муниципальном соревновании «Зарница» 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 Итоговое занятие. 1 Итого 68 Учебно-методическое обеспечение программы 1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. 2. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айриспресс, 2006. – 192 с. 3. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с. 4. Воронцов, В. Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с. 5. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с. 6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». 8. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с. 9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.