Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак Ипатовского района Ставропольского края Принята на заседании педагогического совета от «_30_»_августа 2022 года Протокол №_1____ УТВЕРЖДАЮ Врио директора МКОУ СОШ №16 ___________Л.Р.Джанаева «__01_»_____09____2022г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА (вид) Естественнонаучной направленности «Разговор о правильном питании» (название программы) Уровень программы: ознакомительный Возрастная категория: от 11 до 12 лет Состав группы: ____16____________ Срок реализации: 1 год ID – номер программы в Навигаторе: Автор – составитель: Рамаева Римма Шабановна, педагог дополнительного образования аул Малый Барханчак 2022г. 1 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Правильное питание — одно из главных условий сохранения здоровья.Вот почему так важно уже с раннего возраста формировать у ребенка полезныепривычкиинавыки,которыепомогутемувырастиздоровымиуспешны. Осознаваярольправильногопитаниявподдержанииздоровьяподрастающего поколения, компания «Нестле Россия» в 1999 году приняларешение о создании и внедрении специальной обучающей программы длядетейи подростков—«Разговор о правильномпитании». ПрограммабыларазработанавИнститутевозрастнойфизиологииРоссийской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директорИнститута,академикРоссийскойАкадемииОбразованияРоссийскойФедераци иМ.М.Безруких. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думаетвтечениевсейсвоейжизни,какимбыонтрудомнезанимался.Еда–топливо,на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь правильно егоиспользовать должен любой, особенно молодой человек. От того, как человекпитается,зависятегоздоровье,настроение,трудоспособность. Ксожалению,вбольшинствеслучаевинтерескпроблемепитаниявозникает с годами, когда большинство продуктов оказывается вредным дляпостаревшего организма. Умениеестьаккуратноикрасиво–одноизкачествкультурногочеловека.Этоважно как с эстетических позиций, так и с гигиенических,поскольку еда, принятая «с чувством, с толком, расстановкой», усваиваетсялучше.Ребёнокзаедойнедолженспешить,отвлекаться,емуследуетвнушитьв ажностьтщательногопережёвыванияпищи:чембольшеонаизмельчена,темлучшеперева риваетсяиусваивается.Навыкикультурногоприёмапищивырабатываются быстрее, если дети видят за столом те же действия, которымихучат.Примераккуратнойеды,правильногоповедениязастоломродителей –весьмаэффективноесредствообученияшкольников. В последнее время в обществе остро встает проблема снижения уровняпоказателей здоровья детей и подростков. Реализация программы «Здоровоепитание»способствуетвоспитаниюуобучающихсякультурыздоровогопитан ия. - Направленностьпрограммы–естественнонаучная. Актуальностьдополнительнойобщеразвивающейпрограммызаключается в том, что данный курс способствует формированию у детейздорового образа жизни и правильного питания,закрепит интерес детей кпознавательной деятельности, будет 2 способствовать развитию мыслительныхопераций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важнымфакторомданнойпрограммыявляетсястремлениеразвитьуобучающихсяумениес амостоятельноработать,думать,решатьтворческиезадачи,атакжесовершенствоватьнав ыкиаргументациисобственнойпозициипоопределенномувопросу. Одной из задач Целевой модели ДОД является обеспечение равного доступа к занятиям кружка ЮИД для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. В основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы ЮИД значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. Так как дети, проживающие в сельской местности, обладают меньшими стартовыми возможностями, поэтому модульная программа позволяет развить самостоятельность обучающихся, раскрыть их творческий потенциал. Отличительныеособенностиданнойдополнительнойобразовательнойпрограммы отужесуществующихобразовательныхпрограмм– усвоениеначальныхзнанийокультуребытаиправильномпитании,связей,атакжеличност нуюзаинтересованностьврасширениизнаний. Особенностями построения программы является то, что в неё включенобольшоеколичествозаданийнаформированиеудетейосновныхпредставлений и навыков рационального питания и здорового образа жизни.Заданияспособствуютстановлениюудетейпознавательныхинтересов,атакжетво рческихспособностей. Характернойособенностьюпрограммыявляетсязанимательностьизложения материалалибо по содержанию,либо по форме. Новизна данной программы заключается в том, что это программа,котораяпредставляет собой один из возможных вариантов нетрадиционногорешенияпроблемыпоформированиюудетейнавыковздоровогообраза жизни,качественногоулучшенияобучения,развитияивоспитанияучащихся, способствуетглубокомуипрочномуовладениюизучаемымматериалом,повышениюуровн якультуры питания. Педагогическаяцелесообразность:занятияданногокурсасодействуют развитию у детей умению делать осознанный выбор на основеполученныхзнаний.Так как дети, проживающие в сельской местности, обладают меньшими стартовыми 3 возможностями, поэтому модульная программа позволяет развить самостоятельность обучающихся, раскрыть их творческий потенциал. Особенностями построения программы является то, что в неё включенобольшоеколичествозаданийнаформированиеудетейосновныхпредставлений и навыков рационального питания и здорового образа жизни.Заданияспособствуютстановлениюудетейпознавательныхинтересов,атакжетво рческихспособностей. Возрастобучающихся,длякоторыхпредназначенадополнительнаяобщеразвиваю щаяпрограмма–6-10лет. Срокиреализациидополнительнойобразовательнойпрограммы. Программарассчитанана1год обучения–68 часоввгод. Формы обученияирежимзанятий Даннаяпрограммареализовываетсявочнойформеобучения. Формазанятий–групповая. Типзанятий–комбинированный. Формыпроведениязанятий:беседа, круглыйстол, викторина Уровеньосвоенияпрограммы–ознакомительный. 1.2.Цель и задачи программы Одной из задач Целевой модели ДОД является обеспечение равного доступа к занятиям «Разговор о правильном питании»для различных категорий детей в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. В основе данной программы заложены принципы модульного построения ДОП по линейной схеме. Модульный принцип построения программы значительно увеличивает ее гибкость и вариативность. У обучающегося появляется возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, выбирать заинтересовавшие модули, осваивать их в удобном темпе. Цель образовательной программы (ОП): создать условия для разных категорий детей из сельской местности для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования; углубление и расширение знаний по окружающемумиру; развитие интереса учащихся к окружающему миру и здоровому образужизни, привитие школьникам интереса и 4 вкуса к самостоятельным занятиям,воспитаниеихинициативы итворчества Задачипрограммы. Обучающие: - содействоватьформированиюмыслительныхнавыков: - умениюставитьвопросы,обобщать, - устанавливатьзакономерности, - делатьумозаключения; Развивающие: создавать условия для развития у детей познавательныхинтересов, формироватьстремлениеребенкакразмышлениюипоиску; формироватьпредставленияхинавыковрациональногопитанияиздоро вого образажизни; Воспитательные: - - прививатьлюбовькпредмету; способствовать формированию информационнокоммуникативныхкомпетенцийучащихся; создавать необходимые условия для проявления творческойиндивидуальности каждогообучающегося. Ожидаемыерезультаты,способыопределенияихрезультативности. Предметныерезультаты Обучающиесябудутзнать: - правилаиосновырациональногопитания; - необходимостисоблюдениягигиеныпитания; основыправильногопитания,каксоставнойчастиздоровогообразажизни; Обучающиенаучатся: - определятьполезныепродуктыпитания; самостоятельноориентироватьсявассортиментенаиболеетипичныхпроду ктов Личностныерезультаты Целостноевосприятиеокружающегомира.Развитиемотивацииучебнойдеятельностиили чностногосмыслаучения,заинтересованностьвприобретении и расширении знаний и 5 способов действий, творческий подходк выполнению заданий. Рефлексивная самооценка, умение анализировать своидействияиуправлятьими.Навыкисотрудничествасовзрослымиисверстниками.Фор мированиекультурыпитанияиздоровогообразажизни. Установканабережноеотношениекприроде,пониманиекрасотыокружающего мира. Метапредметныерезультаты РегулятивныеУУД:Способностьопределятьиформулироватьцельдеятельностиспомощ ьюпедагога;Учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысматери алом;учитьсяработатьпопредложенномупедагогомплану Обучающийсянаучится: - приниматьисохранятьучебнуюзадачу; учитывать выделенныепедагогомориентирыдействиявучебномматериале; приниматьустановленныеправилавпланированиииконтролеспособар ешения; принимать роль вучебномсотрудничестве;выполнятьучебныедействия вустной,письменнойречи,вовнутреннемплане. Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться: контролироватьиоцениватьсвоидействияприсотрудничествеспедагог ом,одноклассниками; самостоятельноадекватнооцениватьправильностьвыполнениядейств ияивноситьнеобходимыекоррективы висполнениевконцедействия. ПознавательныеУУД: Находитьответынавопросывтексте,иллюстрациях; Делать выводы в результате совместной работы класса и педагога;Обучающийсянаучится: пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами,приведёнными в рабочей тетради; ориентироватьсянавозможноеразнообразиеспособоврешенияучебной задачи; анализироватьизучаемыеобъектысвыделениемсущественныхпризнак ов; - осуществлятьсинтезкаксоставлениецелогоизчастей; кругеявлений. устанавливать причинно-следственные связи в изученном 6 Обучающийсяполучитвозможностьнаучиться: проводить сравнение и классификацию изученных объектов посамостоятельновыделеннымоснованиямприуказанииибезуказанияколичествагрупп; обобщать(выводитьобщеедляцелогорядаединичныхобъектов).Комму никативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменнойформе(науровнепредложенияилинебольшоготекста);слушатьипонимать речьдругих; учитьсяработатьвпаре,группе;выполнятьразличныероли(лидера,исполнителя). Обучающиесянаучится: никами; - выбиратьадекватныеречевыесредствавдиалогеспедагогом,однокласс - формироватьсобственноемнениеипозицию; восприниматьдругоемнениеипозицию; договариваться и приходить решению;Обучающиесяузнают: оосновныхполезныхпродуктах; к - отрадиционныхблюдахрусскойкухни; - освязипитанияифизическогоздоровья. общему Способыопределениярезультативности Педагогическоенаблюдение Педагогическийанализрезультатов:опросов,выполнениядиагностическихзаданий,учас тиявмероприятиях(викторины,соревнования,защиты проектов,решениезадач поисковогохарактера). Видыконтроля Времяпроведения Цельпроведения Формаконтроля Начальныйиливходнойконтроль Вначалеучебногогода Определенияуровняразвит Беседа, ия детей, ихтворческих опрос,тестирование,анк способностей етирование 7 течении учебногогода всего Определение степени Педагогическое усвоенияобучающимися учебного наблюдение, опрос, материала. контрольное занятие, Определениеготовности детей к нового самостоятельная восприятию работа. материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников обучении. детей, в Выявление отстающих и опережающихобучение. Подбор наиболее эффективныхметодови средствобучения. Промежуточныйилирубежныйконтроль окончанию Определение изучения темы раздела. В четверти. степени Опрос, или усвоенияобучающимися конце учебного контрольное занятие, открытое материала. занятие, Определение самостоятельная результатовобучения. работа, тестирование, анкетирование, Времяпроведения Цельпроведения Формаконтроля презентациятворческих работ. Вконцеучебногогодаиликурсаобучения Вконцеучебногогода Определениеизменения Опрос, контрольное иликурсаобучения уровняразвитиядетей, занятие, открытое творческих занятие, игра8 способностей. испытание, Определение тестирование, результатов обучения. анкетированиеидр. Ориентирование обучающихся на дальнейшее(втомчисле самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Формыподведенияитоговреализациидополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программы – игра-испытание илиолимпиада. Это мероприятие является контрольным и служит показателемосвоениядетьмипрограммы,атакже сплачиваютдетскийколлектив. В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Программа состоит из трех модулей. Содержание модулей программы Модуль I. Разнообразие питания (12 часов) Если хочешь быть здоров. Знакомство с героями «Улицы Сезам». Куклы – Зелибоба, Кубик, Бусинка. Реальные персонажи – девочка Катя, папа Кати (дядя Саша), мама (тетя Нина), дворничиха тетя Даша. Самые полезные продукты. Какие продукты полезны и необходимы человеку? Полезные продукты среди любимых блюд (практическая работа). Анкетирование «Полезные привычки». Экскурсия в магазин. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в 9 магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты». На вкус и цвет товарищей нет. Разнообразие вкусовых свойств различных продуктов. Кухни разных народов. Практическая работа «Определи вкус продукта». Конкурсвикторина «Что за чудо пирожки?» Игра «Приготовь блюдо». Модуль II. Организация и гигиена питания (22 часа) Как правильно есть. Основные принципы гигиены питания. Игра-обсуждение «Законы питания». Игра «Чем не стоит делиться». Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. Удивительные превращения пирожка. Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. Соревнование «Кто правильно покажет время?». Тест. Игра «Доскажи пословицу». Игра «Помоги Кате». Демонстрация удивительного превращения пирожка. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. Завтрак – обязательный компонент ежедневного меню, различные варианты завтрака. Игра «Пословицы запутались». Игра «Отгадай-ка». Игра «Знатоки». Игра «Угадай сказку». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша». Викторина «Печка в русских сказках». Игра «Поварята». Составление меню завтрака. Плох обед, если хлеба нет. Обед – обязательный компонент ежедневного меню, структура обеда. Игра «Угадай-ка». Игра «Секреты обеда». Игра «Советы хозяюшки». Игра «Лесенка с секретом». Составление меню обеда. Экскурсия на хлебозавод. Полдник. Время есть булочки. Знакомство с вариантами полдника. Значение молока и молочных продуктов. Конкурс-викторина «Знатоки молока». Игра-демонстрация «Это удивительное молоко». Кроссворд «Молоко». Игра «Подбери рифму». Пора ужинать. Ужин – обязательный компонент ежедневного меню, состав ужина. Игра «Объяснялки». Игра-демонстрация «Как приготовить бутерброд». Игра «Что можно есть на ужин». Составление меню ужина. Экскурсия в столовую. Модуль III. Витамины и минеральные вещества в рационе здорового питания (22часа) Где найти витамины весной? Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Игра «Отгадай название». Игра «Отгадай мелодию». Игра «Вкусные истории». Как утолить жажду… Значение жидкости для организма человека. Иградемонстрация «Из чего готовят соки». Игра-демонстрация «Мы не дружим с сухомяткой». Игра «Праздник чая». Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Связь рациона питания с образом жизни. Высококалорийные продукты. Игра «Мой день». Игра «Меню спортсмена». 10 Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. Разнообразие фруктов, ягод, значение их для организма. КВН «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты». Стенгазета «Витаминная радуга». Каждому овощу свое время. Разнообразие овощей, их полезные свойства. Играсоревнование «Вершки-корешки». Игра-эстафета «Собираем урождай». Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании» Тема Характеристика основных видов деятельности ученика Модуль I. Разнообразие питания (12 часов) Знакомство с жителями Знакомятся с героями «Улицы Сезам». «Улицы Сезам» Куклы – Зелибоба, Кубик, Бусинка. Реальные персонажи – девочка Катя, папа Кати (дядя Саша), мама (тетя Нина), дворничиха тетя Даша. Если хочешь быть здоров Имеют представление о важности правильного питания. Если хочешь быть здоров Самые полезные продуктыФормируется представление о полезных продуктах для человека. Имеют Самые полезные продукты. представление о необходимости Тест. ответственно относиться к своему Мы идём в магазин. здоровью и питанию. Игра «Разложи продукты на разноцветные столы». Экскурсия в магазин 10. 11. На вкус и цвет товарищей Знакомятся с разнообразием вкусовых нет свойств различных продуктов, с кухней разных народов. Имеют практические На вкус и цвет товарищей навыки распознавания вкусовых качеств нет. наиболее употребительных продуктов. «Определи вкус продукта». Практическая работа. Кухни разных народов. Игра «Приготовь блюдо» МодульII. Организация и гигиена питания (32 часа) 12. 11 13. Как правильно есть 14. Как правильно есть 15. «Законы питания» - играобсуждение. 16. Гигиена питания 17. Как правильно есть. Игра «Чем не стоит делиться» 18. Правила питания 19. Соблюдение режима питания 20. 21. Удивительные превращения Формируется представление о роли пирожка регулярного питания и важности Режим питания школьника соблюдения режима дня 22. Рацион питания 23. Завтрак 24. 25. Имеют представление об принципах гигиены питания основных Формируется представление о каше как полезном и вкусном блюде, о завтраке Составляем меню завтрака как обязательном компоненте ежедневного меню. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? 26. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? 27. 29. «Самая вкусная и полезная каша» - игра. Секреты обеда Формируется представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного Секреты обеда рациона питания, его структуре. 30. Плох обед, если хлеба нет 31. Плох обед, если хлеба нет 32. Варианты полдника 28. Знакомятся с вариантами полдника. 12 33. Полдник. булочки Время есть 34. Полдник. булочки Время есть 35. Значение молока и молочных продуктов. 36. Конкурс «Знатоки молока» 37. 42. Экскурсия на хлебозавод (пекарню) Путешествие по улице Знакомятся с понятием схема, чертеж, Правильного питания рисунок, график. «Это удивительное молоко»Формируется представление о значении игра-демонстрация. молока и молочных продуктов. Пора ужинать Формируется представление об ужине как обязательном компоненте Как приготовить бутерброды ежедневного рациона питания, его составе. Что можно есть на ужин 43. Составление меню ужина 38. 39. 40. 41. Экскурсия в столовую. Блюда для завтрака, обеда, ужина. Модуль III. Витамины и минеральные вещества в рационе здорового питания (24часа) 45. Где найти витамины весной?Знакомятся со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. 46. «Вкусные истории» - игра 44. 47. Если хочется пить Формируется представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков. 48. Из чего состоят соки 49. Мы не дружим с Сухомяткой 50. Мы не дружим с Сухомяткой 13 51. Меню спортсмена 52. Что надо есть, если хочешь Формируется представление о связи стать сильнее рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Высококалорийные продукты 53. 54. 55. 56. Высококалорийные продукты Овощи, ягоды и фрукты Знакомятся – с разнообразием овощей, витаминные продукты ягод, фруктов, их полезными свойствами. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты 57. КВН «Овощи, фрукты» 58. Витаминные истории 59. Витаминные истории 60. Каждому овощу свое время 61. Играсоревнование «Вершки- корешки» 62. Витаминная радуга 63. Витаминная радуга 64. Разнообразие овощей, их Закрепляют знания законов здорового полезные свойства питания. Знакомятся с полезными блюдами для праздничного стола. Разнообразие овощей, их полезные свойства Путешествие по улице Правильного питания Путешествие по улице Правильного питания Праздник урожая 65. ягоды, МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕПРОГРАММЫ 14 Обеспечениеобразовательногопроцесса Авторскаяпрограммавнеурочнойдеятельности М.М.Безруких,А.Г.Мак еева,Т.А.Филиппова«Разговор оправильномпитании» КнигадляпедагогаМ.М.Безруких,А.Г.Макеева,Т.А.Филиппова «Разговороправильномпитании» Материально-техническое обеспечение программыТехническиесредстваобучения Класснаядоскаснаборомприспособленийдлякреплениятаблиц,постеровикартинок. Мультимедийныйпроектор.Экспозиционныйэкран.Компьютер.Видеофильмы,с оответствующие содержаниюобучения. Слайды,соответствующиесодержаниюобучения. Мультимедийныеобразовательныересурсы,соответствующиесодержаниюобучения. Печатная продукция: Научно-популярные, художественные книги длячтения (всоответствии с основнымсодержаниемобучения). Детскаясправочнаялитература(справочники,атласы-определители,энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественныхявленияхипр.) МетодическийкомплектМ.М.Безруких,А.Г.Макеева,Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании»с методическим пособием и дискомсразработаннымиинтерактивнымипрезентациямидляработыназанятиях. Собственные методические разработки – «Основные крупы нашемпитании.Традиции блюда»-подборкавидеосюжетовпотеме. Основныеформы инаправления СД в Особенностьюсодержаниясовременногоначальногообразованияявляется не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и всоответствиисобразовательнымистандартамиформированиеуниверсальных учебныхдействийвличностных,коммуникативных,познавательных,регулятивныхсфер ах,обеспечивающихспособностькорганизациисамостоятельнойучебнойдеятельности. Именноначальнаяступеньшкольногообучениядолжнаобеспечитьпознавательнуюмоти вациюиинтересыучащихся,готовностьиспособностьксотрудничествуобучающегосясп едагогомиодноклассниками,сформироватьосновынравственного поведения, определяющего отношения личности с обществоми окружающими людьми. Необходимо сформировать у младшего школьникаготовностьиспособностьксаморазвитию,т.е.универсальныеучебныедействи 15 я не только на занятиях, но и в дополнительном образовании. Занятиястроятся как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания.Обучающийся не принимает его в готовом виде, а деятельность на занятииорганизуется так, что требует от него размышления, поиска. Школьник имеетправонаошибку,наколлективноеобсуждениепоставленныхпредположений,выдви нутыхдоказательств,анализпричинвозникновенияошибокинеточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимымпроцесс ученияиформируетушкольника учебнуюмотивацию. Для успешного достижения результата необходимо использоватьразныеформыорганизации деятельности: индивидуальные (составление пословиц, загадки, подготовка ипредставлениесообщений, выполнениетеста, рисунков,фотографий); фронтальные (анкетирование, объяснение, игры, просмотрпрезентации,физминутки,составлениитаблиц,экскурсииидр.). коллективные(работавпарахигруппах– участиевпрактическихзанятиях,инсценирование,работа сосправочнойлитературойит.д.) Используя эти формы, педагог организует конструктивную совместнуюдеятельность, а сам выступает в роли помощника. Такая работа позволяетформироватьуучащихсямотивациюучения,учитьихпланироватьсобственну юдеятельностьвсоответствииспоставленнойзадачей,осуществлятьнеобходимыйпоиск информациивразличныхисточниках, строитьдиалогическуюформукоммуникации(умениеслушать,умениевысказатьсвоёмн ение,разрешатьконфликты,работатьсообщадлядостижения общей цели, соблюдать правила работы в группе «уважай своеготоварища,умей выслушать каждого, не согласен– предлагай», оцениватьсвою работу, работу партнёров, работу группы в целом. При работе парамидетиприучаютсявнимательнослушатьответтоварища(ведьонивыступаютвроли педагога), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делатьв этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться стоварищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так какдети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараютсяне отвлекаться, общаются по теме занятия. Есть дети, которые стесняютсявысказыватьсяпривсейгруппе.Вболееузкомкругусверстниковстеснительны едетиначинаютговорить,унихпоявляетсяуверенностьвсобственных силах. Данная форма работы с группой создаёт комфортныеусловиядляразвитиякоммуникативныхумений. Накаждоезанятиепродумываютсяцели,задачи,методы,приёмыработы, формы организации деятельности детей, планируемые результатыобучения. 16 СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ 1. БерезинаВ.А.Развитиедополнительногообразованиядетейвсистемеро ссийскогообразования:Учебно-методическоепособие.–М.:АНО «Диалогкультур», 2007.–512с. 2. ГрозновС.Р. «Питаниешкольника»,2011.–154с. 3. ПузаковаБ.«Чтомыедим», 2013.–64с. УайтИ.«Питаниедетеймладшегошкольноговозраста»,2002.- 4. 164с. 5. Методическоепособипокурсу«Правильноепитание»,2018,103 с. 17