Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак Ипатовского района Ставропольского края Принята на заседании педагогического совета от «_30__»___08___2022 года Протокол №__1___ УТВЕРЖДАЮ Врио директора МКОУ СОШ №16 ___________Л.Р.Джанаева «_01__»___09____2022г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Уровень программы: ознакомительный Возрастная категория: от 14 до 17 лет Состав группы: ____15____________ Срок реализации: 1 год ID – номер программы в Навигаторе: 24066 Автор – составитель: Нурмухаметов Мурза Муратович, учитель физической культуры аул Малый Барханчак 2022г. 2 1.Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол" является: - по сроку реализации: краткосрочная. Программа реализуется в течение 1 года обучения. - по уровню реализации: программа рассчитана на реализацию с детьми среднего школьного возраста. - по уровню освоения: программа является общеразвивающей, так как способствует расширению кругозора, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса. 1.1.1. Направленность программы Данная программа имеет физкультурно - спортивную направленность. Программа направлена на многолетнее воспитание, оздоровление, привитие интереса к занятиям спортом и подготовку резервов юных волейболистов. 1.1.2. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242). 3. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 года); приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности, по 3 дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; 4. Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.20218г. №196. 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г №189 г Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10» Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 1.1.3. Уровни освоения программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» предполагает освоение материала на стартовом, базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает первичное знакомство с правилами игры, с расстановкой игроков, с волейбольной площадкой, с основными приемами игры. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, при котором дети учатся играть в волейбол. Игрок ведет себя на площадке уверенно и сосредоточен в течение всей игры. Держит внимание на протяжении всего розыгрыша. Знает основные правила игры. Играет на три касания и может спокойно перебрасывать мяч на сторону соперника. Техническая подготовка. Подача мяча: нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность. Нападающие удары по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу: через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3. Техника защиты. Действия без мяча. 4 Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево. Действия с мячом. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2. 1.1.4. Актуальность программы В программе представлены доступные для воспитанников упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в волейбол. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в дополнительном образовании. Участники программы, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у воспитанников в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы организма. Помимо выше перечисленного, игра волейбол имеет высокую популярностью и востребована в различных её проявлениях у подростков. Особенностью программы является её направленность не только на развитие спортивного мастерства, но и на оздоровление детей, позволяя посещать занятия воспитанникам с разной физической подготовкой и физическими способностями. 1.1.5. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы определена тем, что ориентирует обучающихся на приобщение каждого к физической культуре и спорту, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическим занятиям физической культурой и спортом обучающиеся приобретают общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных физических качеств помогает развить морфофункциональные системы растущего организма – в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы по обучению игры в волейбол. Кроме того, педагогическую целесообразность 5 образовательной программы мы видим в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего спортивного потенциала при выполнении индивидуальных пробежек обучающегося, в соревновательной деятельности формирования тактического мышления. 1.1.6. Отличительные особенности программы Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в по программе является не только подготовка юных спортсменов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития школьников, формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выполнение норм Всероссийского комплекса ГТО, направленный на более высокий показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и интерес занимающихся к спорту. Осуществляется отбор одаренных детей к их дальнейшему поступлению в профильное учреждение, создание условий для их физического воспитания и физического развития. 1.1.7. Адресат программы Программа рассчитана на детей 11-15лет. Программа физического воспитания учащихся образовательной школы по волейболу направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. При отборе детей важно учитывать состояние здоровья, медицинские показания (не ниже I и II групп здоровья). 1.1.8. Объем и сроки освоения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана на 1 год обучения, 2 часа в неделю – 70 часов в год, 2 занятия в неделю по 1часу. 1.1.9. Формы обучения и виды занятий по программе 6 1. Очные групповые занятия 2. Дистанционные занятия в режиме offline/online. Основной формой организации образовательного процесса является очная форма обучения. А также актуальна в настоящее время смешанная форма обучения. При реализации программы частично применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Формы организации образовательного процесса – групповая. Единицей учебного времени в объединении является учебное занятие. Занятие проводится в группе по 15 человек. Работа с учащимися при организации образовательного процесса предусматривает групповую, парную и индивидуальную форму работы на занятиях и предполагает использование следующих методов и приемов: Словесные методы: объяснение, рассказ, беседа. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация образцов иллюстраций, слайдов, фотографий, презентаций к занятиям. Практические приемы: работы по образцу, коллективные работы обучающихся. изделий, индивидуальные и Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка. Объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала. Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Игровые: метод использования различных игровых форм в организации деятельности; в аттестационных занятиях или усвоения нового материала. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, пояснениями, показом и т.д. Частично-поисковый: выполнение вариативных, разноуровневых заданий. Исследовательский: творческие задания, проекты. Переход на дистанционное обучение подразумевает занятия в режиме online/offline посредством Zoom и мессенджера «Ватсап». 1.1.10. Режим занятий 7 Общее количество часов в год – 70 часов, в неделю 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, с перерывом 10 минут. В случае перехода на дистанционное обучение длительность занятий составляет: 30 минут - для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Во время таких занятий проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз. 1.2. Цель и задачи программы Цель: всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях. Задачи: воспитательные: -воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - воспитывать чувство ответственности за себя; - воспитывать нравственные и волевые качества: волю, смелость, активность. - формировать качества личности: настойчивость, терпение, аккуратность; развивающие: - развить развивать двигательные способности детей; развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость); - формировать умение самостоятельно планировать свою деятельность; - формировать умение осуществлять контроль и регуляцию собственных действий; образовательные: 8 - освоить технику игры в волейбол; - познакомить с правилами игры и судейство; - ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; - ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте; - формировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/контро Всего Теори Практик 5 3 2 Беседа. Педагогическое наблюдение. Входная диагностика. Техника игры 18 2 16 Тестирование, выполнени практических заданий Беседа. Педагогическое наблюдение. 10 20 2 2 8 18 2.2 Тактика игры Общая физическая и специальная подготовка (ОФСП) Контрольные испытания 10 0 10 2.3 Соревнования 5 0 5 2.4 Итоговое занятие 2 70 0 9 2 61 1.1 1.2 2.1 РАЗДЕЛ 1: Формирование группы Вводное занятие. Основы командной игры «Волейбол». Инструктаж по ТБ. выполнение практических заданий, нормативов Беседа. Педагогическое наблюдение. Практическая работа Выполнение нормативов Опрос, игра 1.3.2.Содержание учебного плана 1. Формирование группы. 9 Практика (2ч): Рекламная кампания. Знакомство с общеобразовательной программой. Беседа с детьми и анкетирование родителей. Приём заявлений и медицинских допусков. Формирование списка учащихся. 2. Вводное занятие. Теория (1ч). Инструктаж по ОТ и ТБ. Значение занятий спортом в жизни человека. Режим, правильное питание Цели и задачи 1 года обучения. Сведения об истории возникновения игры волейбол. Практика (1ч). Входной контроль. 3. Техника игры. Теория (2ч). Общие основы волейбола. Оборудование места занятий, инвентарь для игры волейбол. Правила игры в волейбол. Техника выполнения нижнего приема. Передвижения в стойке. Обучение технике передачи мяча в парах на месте, со сменой мест. Правильное положение рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема. Правила безопасного выполнения. Техника выполнения верхнего приема. Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена. Техника выполнения нижней прямой подачи. Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при выполнении подачи. Техника выполнения верхней прямой подачи. Практика (18ч). Упражнения на расслабления и растяжения. Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приемов. Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Упражнение на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней прямой подачи. Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней боковой подачи. Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приемов. Упражнение на движения 10 ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Тестирование. 4. Тактика игры. Теория (2ч). Индивидуальные действия. Нападающий удар задней линии. Нападающий удар толчком одной ноги при выполнении вторых передач. Техника бокового нападающего удара, подача в прыжке. Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Практика (8ч). Обучения тактике нападающих ударов. Упражнения на расслабления и растяжения. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Обучение техникотактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Обучение тактике подач, подач в прыжке СФП, индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока. Обучение индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар. 5. Общая физическая и специальная подготовка (ОФСП). Теория (2ч). Правила разминки. Строение и функции организма человека. Влияние физических упражнений на организм человека. Практика (18ч). Подвижные игры с предметами. Общеразвивающие упражнения. Легкоатлетические упражнения (бег, прыжки). Акробатические упражнения. Упражнения на развитие прыгучести (приседания, разнообразные виды прыжков). Гимнастические упражнения. Упражнения для развития быстроты (различные виды беговых упражнений, эстафеты). Упражнения для преимущественного укрепления мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры. Упражнения для привития навыков быстрого рывка с места и быстроты ответных действий. 6. Контрольные испытания Практика (10ч). Упражнения – тесты. 7. Соревнования. Практика (5ч). Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам волейбола. 8. Итоговое занятие Практика. Подведение итогов 1-го года обучения. Опрос для определения усвоения теоретического материала по разделам программы. Игра. 11 8. Итоговое занятие (2ч) 1.4. Планируемые результаты Организация деятельности по программе создаст условия для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. · Личностные: Будут развиты: - соответствующие возрастным особенностям физические качества и потребность в здоровом образе жизни; - качества личности: дисциплинированность, терпение, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, работоспособность, чувство товарищества. - ценностные отношения к себе, другим людям, окружающему миру; - координация движений и двигательные способности; - положительная мотивация к познанию, творчеству и достижению цели. · Метапредметные: Будут сформированы: - умения адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; - умения анализировать проделанную работу, планировать и организовывать дальнейшую деятельность; - основы самостоятельной деятельности эффективными способами организации свободного времени; - слушать и слышать педагога и учащихся в объединении. · Предметные: По окончании обучения у учащихся будут: Сформированы: - основные понятия и термины в теории и методике волейбола; - знания о правилах и технике игры в волейбол; 12 - физиологии и гигиены спортсмена; - основы профилактики заболеваемости и травматизма в спорте - устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом; Развиты : - индивидуальные, групповые и командные действия; - навыки судейства. 13 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график N п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов групповая / onlineзанятие групповая / online- занятие 2 Вводное занятие Инструктаж по ТБ. Место Форма контроля проведения Спортивн Беседа .Презентация. . ый зал 2 Гигиена спортсмена. Правила соревнований. Игра Спортивн Беседа. Педагогическое ый зал наблюдение / видеоотчё групповая / online- занятие 2 Прием мяча снизу, передача сверху. Игра Спортивн Беседа. Тестирование/ ый зал видеоотчёт групповая / online- занятие 2 Нижняя прямая подача. Прием снизу. Игра Спортив ный зал групповая / online- занятие 2 Передача мяча Учебная игра в парах сверху. Спортив ный зал Передача мяча Учебная игра в парах сверху. Спортив ный зал групповая / onlineзанятие 2 Тема занятия Педагогическое наблюдение. Беседа. Практическая работа Педагогическое наблюдение. Беседа. Практическая работа Педагогическое наблюдение. Беседа. Практическая работа 14 групповая / 2 online- занятие 2 групповая / online- занятие 2 групповая / online- занятие Верхняя прямая подача, подачи. Учебная игра. прием Спортив ный зал Педагогическое наблюдение. Беседа. Практическая работа Боковая подача. Прием подачи. Спортив Педагогическое Учебная игра ный зал наблюдение. Беседа. Практическая работа Физическая культура и спорт в Спортивн Педагогическое России. Стойка игрока. Учебная игра ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа групповая / 2 online- занятие Ходьба, бег. Передача мяча сверху, Спортивн Педагогическое двумя руками вверх, вперед, над ый зал наблюдение. Беседа. собой.Учебная игра. Практическая работа 2 групповая / online- занятие Прием мяча сверху двумя руками. Нижняя прямая подача. Учебная игра 2 групповая / online- занятие Перемещение переставными шагами: Спортивн Педагогическое лицом вперед, правым, левым боком ый зал наблюдение. Беседа. вперед, спиной вперед. Прием мяча Практическая работа снизу двумя руками. Учебная игра Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 15 групповая / online- занятие нападающий удар. Учебная игра Практическая работа 2 групповая / online- занятие Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 2 групповая / online- занятие Падение и перекаты после падения. Прием мяча сверху двумя руками с падением в сторону. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 2 групповая / online- занятие ОФП . Верхняя прямая подача. Учебная игра Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа групповая / 2 online- занятие Сочетание способов перемещений , прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа групповая / 2 online- занятие Передача мяча снизу двумя руками . Прямой нападающий удар сильнейшейрукой. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 2 групповая / online- занятие Сочетание способов перемещений , прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 2 групповая / online- занятие Сочетание способов перемещений , прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 16 Групповая, индивидуаль ная. 2 Передачи мяча, различные по расстоянию. Нападающий удар после прыжкас места. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа Групповая, индивидуаль ная. 2 Передачи мяча, различные по расстоянию. Нападающий удар после прыжкас места. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа Групповая, индивидуаль ная. 2 Передачи мяча, различные по расстоянию. Нападающий удар после прыжкас места. Учебная игра. Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа Групповая, индивидуаль ная. 2 СПФ. Взаимодействие игроков задней Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. линии. Учебная игра Практическая работа Групповая, индивидуаль ная. 2 Чередование способов передачи мяча. Спортивн Педагогическое наблюдение. Беседа. Блокирование ударов с задней линии. ый зал Практическая работа Учебная игра. Групповая, индивидуаль ная. 2 Чередование способов передачи мяча. Спортивн Педагогическое наблюдение. Беседа. Блокирование ударов с задней линии. ый зал Практическая работа Учебная игра. Групповая, индивидуаль ная. 2 итог Спортивн Педагогическое ый зал наблюдение. Беседа. Практическая работа 17 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Методическое обеспечение Методические материалы. Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой. Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных. Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств. Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе. При проведении занятий используется: учебная и научная литература, таблицы, схемы, плакаты, карточки, дидактический и контрольно-диагностический материал. 2.2.2. Материально-техническое обеспечение Условия реализации данной программы (помещение, оборудование, спортивный инвентарь): игровой зал, тренажерный зал, раздевалки, душевые комнаты, методическая комната (тренерская), комнаты для хранения инвентаря и специального оборудования, коридор (стенды, агитация и пропаганда для занятия волейболом). При реализации образовательной программы материально-техническое оборудование и оснащение должно 18 соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24х12м. Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: 1. Сетка волейбольная- 1шт. 2. Стойки волейбольные-2шт. 3. Гимнастические стенки-2 шт. 4. Гимнастические скамейки-3-4шт. 5. Гимнастические маты-5шт. 6. Скакалки-8шт. 7. Мячи набивные (масса 1 кг)-10шт. 8. Резиновые амортизаторы-10 шт. 9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола)-10 шт. 10.Рулетка-2 шт. 11. Макет площадки с фишками-2 комплекта. 2.2.3. Информационное обеспечение Методические пособия; Перечень Интернет-ресурсов: 1. http://www.minsport.gov.ru 2. http://murmansport.ru 3. http://gorsport51.ru Дистанционное обучение осуществляется посредством платформы Zoom и мессенджера «Ватсап». 19 2.2.4. Кадровое обеспечение Педагог должен владеть необходимой профессиональной компетентностью для реализации программы: имеет опыт работы с обучающимися данного возраста, имеет навык организации образовательной деятельности обучающихся, ориентированными обладает личностными сформированными качествами социально (ответственность, доброжелательность, коммуникабельность, целеустремленность, эмпатия, тактичность и др.), а также обладает необходимым уровнем знаний и практических умений в соответствующей предметной области. 2.3. Формы аттестации / контроля Формы аттестации - Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, статья и др. - Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: учебно-тренировочные занятия; беседы; подвижные и спортивные игры; просмотр матчей. Контроль и отслеживание результатов деятельности проводится с целью выявления обучающихся с уровня целью развития коррекции специальных процесса навыков, обучения и знаний учебно- познавательной деятельности обучающихся. Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные методы и способы: - педагогическое наблюдение; - тестирование; - участие в соревнованиях, конкурсах; - игровые занятия. Формы занятий: 20 · групповые учебно-тренировочные занятия; · теоретические занятия; · медико-восстановительные мероприятия; · тестирование; · медицинский контроль; · соревнования; · работа по индивидуальным планам в летний период. 2.4 Оценочные материалы Система оценки по матрице диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании (автор Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.). Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: - умения, учебным, фиксирующим предметные и общеучебные знания, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; - личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении. Педагогом посредством вспомогательных таблиц заполняются две индивидуальные карточки, которые в совокупности позволяют наглядно представить: - набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы; - систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и 21 время общения с педагогом и сверстниками. - определить возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям. 2.5 Методические материалы Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, обще подготовительные. целостные Избранные двигательные соревновательные действия упражнения совокупность (либо - это двигательных действий), которые являются средством ведения игры в волейбол. Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае. преимущественно Общеподготовительных средствами общеподготовительные общей упражнения упражнения подготовки не имеют соревновательными и предназначены расширить обучающегося. прямой запас являются связи с двигательных навыков и качеств обучающегося, повысить его общую тренированность. Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами и др. факторами. Словесный метод – с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. 22 Метод обеспечения наглядности применяют для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Практические методы (метод упражнений) основаны на двигательной активности .Используемые методы обучения: 1. Словесные (источник знаний — слово) — рассказ тренера, беседа, объяснение, лекция, работа с книгой; 2. Наглядные (источник знаний — образ) — демонстрация реальных или изображенных объектов, явлений и их наблюдение; 3. Практические (источник знаний — опыт) — упражнения, соревнования. Педагогические технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе: Технология личностно - ориентированного обучения – позволяет максимально развивать индивидуальные познавательные способности ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Основу данной технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. Технология разноуровневого обучения – позволяет создать условия для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую уровню его развития (разноуровневые задания, индивидуальные образовательные маршруты) Технология проектного обучения – ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Игровые технологии включают методы и приёмы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: ролевые игры, дидактические игры, коммуникативные, познавательные игры. Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение здоровья, создание максимально возможных условий для развития духовного, 23 эмоционального, личностного здоровья, повышения работоспособности обучающихся физкультминутки, (чередование различных комплекс упражнений видов на снятие деятельности, усталости, положительный психологический климат на занятии). 24 3. Список литературы Литература для педагога: 1. Беляев В. И. Волейбол, М. Просвещение 2000 год. 1. Клещёв В.И. Фурманов А.П. Юный волейболист; М. Дрофа 2001 год. 2. Голомазов А. С. Ковалёв И. В. Мельников С.В. Волейбол в школе; М. ФКИС. 1999 год. 3. Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. волейбол в школе, М.Просвещение 1997 год. 4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» М. Просвещение 2001 год.: 5. Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под 6. редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2010г 7. Государственная программа Министерства образования и науки РФ по 8. Физической культуре Просвещение. 9. 2010г. 10. для профильного обучения. Москва. О.Чехов «Основы волейбола» Москва. «Физическая культура и спорт» 11. Программа для внешкольных учреждений Министерства просвещения, М.1986г. 12. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 13. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы) Волейбол (юноши и девушки) Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г). 14. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе», М., «Физкультура и спорт»,1978г. 15. Хапко В.Е., Белоус В.И. «Волейбол», Киев, «Радянська школа», 1988г. 16.Фурманов А.Г. «Волейбол в школе», Киев, «Радянська школа», 1987г. 25 17 Фурманов А.Г. «Волейбол на лужайке, в парке, во дворе» - Изд. 2-е, испр.,доп., М., «Физкультура и спорт», 1982г. В.И.Лях «Физическая культура. 10-11 классы». Москва. Просвещение.2010г. Список литературы для учащихся (учащихся и родителей): 1. Железняк Ю.Д. Юный волейболист.- М.1988. 2. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.,1998. 3. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол. – М., 1991. 4. Железняк Ю.Д. , Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 1992. Волейбол/ Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. – М., 2000… Интернет-сайты: - http://spo.1september.ru Газета в газете «Спорт в школе» . - http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта. 26 ПРИЛОЖЕНИЕ Система оценки по матрице диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании (автор Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.). Таблица: «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» демонстрирует технологию определения учебных результатов ребенка по дополнительной образовательной программе; Таблица :«Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» показывает, как можно отследить развитие его личностных качеств. Таблица 1 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества 1. Теоретическая подготовка ребенка Минимальный уровень – Соответствие теоретических ребенок овладел менее, чем знаний ребенка ½ объема знаний, программным предусмотренных программой требованиям Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½. Максимальный уровень – освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой в конкретный период Осмысленность Минимальный уровень – 1.2. Владение и правильность ребенок, как правило, специальной использования избегает употреблять терминологией специальные термины специальной терминологии Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием 2. Практическая подготовка ребенка 1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Методы Возможное диагностики число баллов 1 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. 5 10 1 Собеседовани е 5 10 27 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении 2.3. Творческие навыки Минимальный уровень – ребенок овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков Средний уровень – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½. Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период. Минимальный уровень Отсутствие умений – ребенок затруднений в использовании испытывает серьезные специального затруднения при работе с оборудования и оборудованием. оснащения Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений. 1 Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества. 1 Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Креативность в выполнении практических заданий Контрольное задание 5 10 1 Контрольное задание 5 10 Контрольное задание 5 10 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1 . Учебно - интеллектуальные умения: 3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу Самостоятельнос Минимальный уровень умений – ребенок ть в выборе и испытывает серьезные анализе затруднения при работе со литературы специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. 1 Анализ исследователь с кой работы 28 Средний уровень – работает со специальной литературой с помощью педагога или родителей. Максимальный уровень – работает со специальной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Самостоятельнос Минимальный уровень 3.1.2. Умение ть в пользовании умений – ребенок пользоваться компьютерными испытывает серьезные компьютерными затруднения при работе с источниками источниками компьютерными информации информации источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Средний уровень – работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей. Максимальный уровень – работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Минимальный уровень 3.1.3. Умение умений – ребенок осуществлять испытывает серьезные учебноисследовательс затруднения при проведении кую работу (писать исследовательской работы, рефераты, проводить самостоятельные нуждается в постоянной учебные помощи и контроле педагога исследования Средний уровень – занимается исследовательской работой с помощью педагога или родителей. Максимальный уровень – осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей. 5 10 1 Анализ исследователь с кой работы 5 10 1 Анализ исследователь с кой работы 5 10 3.2. Учебно - коммуникативные умения: 29 Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. Свобода владения Минимальный уровень 3.2.2. Умение умений. По аналогии с выступать перед и подачи п.3.1.1. обучающимся аудиторией подготовленной Средний уровень. информации По аналогии с п.3.1.1. Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. Самостоятельность Минимальный уровень 3.2.3. Умение умений. По аналогии с вести полемику, в построении п.3.1.1. дискуссионного участвовать в Средний уровень. выступления, дискуссии логика в По аналогии с п.3.1.1. построении Максимальный доказательств. уровень. По аналогии с п.3.1.1. 3.2.1 Умение слушать и слышать педагога 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу Адекватность восприятия информации, идущей от педагога 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: Минимальный уровень Способность умений. По аналогии с самостоятельно п.3.1.1. готовить свое рабочее место к Средний уровень. деятельности и По аналогии с п.3.1.1. убирать его за Максимальный собой уровень. По аналогии с п.3.1.1. Минимальный уровень Соответствие реальных навыков умений. По аналогии с п.3.1.1. соблюдения правил Средний уровень. безопасности По аналогии с п.3.1.1. программным Максимальный требованиям уровень. По аналогии с п.3.1.1. Аккуратность и ответственность в работе Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. 1 Наблюдение 5 10 1 Наблюдение 5 10 1 Наблюдение 5 10 1 Наблюдение 5 10 1 Наблюдение 5 10 1 Наблюдение 5 10 30 Графа «Показатели» (оцениваемые параметры) фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года». Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу — задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы. Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп. Первая группа показателей — теоретическая подготовка ребенка включает: теоретические знания по программе – то, что обычно определяется словами «Дети должны знать»; - владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику изучаемого предмета. Вторая группа показателей — практическая подготовка ребенка включает: практические умения и навыки, предусмотренные программой, — то, что обычно определяется словами «Дети должны уметь»; владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса; - творческие навыки ребенка — творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте. Третья группа показателей — общеучебные умения и навыки ребенка. Без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы. В этой группе представлены: учебно-интеллектуальные умения; - учебно-коммуникативные умения; учебно-организационные умения и навыки. Графа «Критерии» (критерий — тоже, что мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка требованиям, заданным программой. «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков — от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте. Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества. Например, минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему — 5 баллов, максимальному — 10 баллов. Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. Так, чтобы продвинуться от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может обозначить только сам педагог). 31 При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами, кроме традиционной 5-балльной системы, принятой в общеобразовательной школе. Например, присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д., — либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали. В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя педагогу целесообразно записать тот способ, с помощью которого он будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. Можно использовать наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др. Этот перечень методов не исчерпывает всего диапазона диагностических средств, он дополняется в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе» дает описание самой технологии проведения процедуры отслеживания учебных результатов учащихся. Следующий шаг — фиксация полученных результатов на каждого ребенка. Для этого требуется соответствующая форма, например, такая, как индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (таблица 2). Она может быть выполнена в виде индивидуальной зачетной книжки, где в баллах, соответствующих степени выраженности оцениваемого качества (из числа перечисленных в предыдущей таблице), отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком. Допустимо использовать баллы с десятыми долями, поскольку более дробная дифференциация оценок позволяет более детально прослеживать динамику изменений, присущих конкретному ребенку. В конце карточки выделена специальная графа — «Предметные достижения учащегося», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой. Здесь отмечаются результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях — награждение грамотами, дипломами, присвоение разрядов, почетных званий и т.д. Таблица 2. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Вид и название детского объединения Фамилия, имя, отчество педагога Дата начала наблюдения Показатели Первый год обучения Сроки диагностики Второй год обучения Третий год обучения 32 Конец 1 полугодия Конец Конец 1 уч.года полугодия Конец Конец 1 уч.года полугодия Конец уч.года 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1 Теоретические знания: а) Основы материаловедения б) Моделирование и конструирование изделий из дерева в) и т.д. 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) Основы материаловедения б) Моделирование и конструирование изделий из дерева в) и т.д. 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 2.3. Творческие навыки. 3. Общеучебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебноинтеллектуальные умения: а) подбирать и анализировать специальную литературу; б) пользоваться компьютерными источниками информации; в) осуществлять учебноисследовательскую работу 3.2. Учебнокоммуникативные умения: а) слушать и слышать педагога б) выступать перед аудиторией в) вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебноорганизационные умения и навыки: 33 а) умение организовать свое рабочее (учебное) место; б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности; в) умение аккуратно выполнять работу 4.Предметные достижения учащегося: 4.1. На уровне детского объединения 4.2. На уровне образовательного учреждения 4.3. На уровне района, города 4.4. На всероссийском, международном уровне Карточка позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания — сравнение ребенка не столько с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем — важнейшее отличие дополнительного образования, стимулирующее и развивающее мотивацию обучения каждого ребенка. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку надо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка, — это поддержит его стремление к новым успехам. Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения. Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений в кружке, студии, секции. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять (таблица 3). Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы — это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Схема самооценки может выглядеть следующим образом: Таблица 3. Схема самооценки учебных достижений воспитанника Тема, раздел Что мною сделано? Мои успехи и достижения Над чем мне надо работать? 34 Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения пo программе стимулирует детей искать новые варианты работы, подходить к своей деятельности творчески. Ребенок по-настоящему учится тогда, когда у него включен интерес к делу, а не тогда, когда его хотят чему-то научить. Об этом правиле необходимо помнить при организации любых занятий в системе дополнительного образования. Большое значение для ребенка имеет оценка его труда родителями, поэтому педагог должен продумать систему работы с родителями, В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы по итоговым работам родители могли видеть рост своего ребенка в течение года. Формы проведения аттестации детей по программе самые разнообразные: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.д. Главные требования при выборе формы она должна: - быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности; не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь успеха. До сих пор речь шла об определении предметных результатов обучения ребенка по программе — его знаний, умений, практических навыков, т.е. учебных результатов. Теперь рассмотрим личностный аспект образовательных результатов, или механизм оценки личностных качеств ребенка, развитие которых также должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику. В педагогике получило распространение понимание воспитательного результата как перечня конкретных групп личностных образований, которые должны быть сформированы у обучающегося. Отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, можно по трем направлениям. Каждое направление — это соответствующий блок личностных качеств. I блок — организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором процесса саморазвития обучающегося. II блок — ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие ребенка к активности. III блок — поведенческие характеристики, отражающие тип общения со сверстниками и определяющие статус ребенка в группе. Выделение в качестве объекта наблюдения именно этих личностных свойств объясняется следующим. Многие педагоги, работающие в школах или в учреждениях дополнительного образования, отмечают резкое снижение у школьников элементарных организационноуправленческих навыков: умения самостоятельно планировать свою деятельность, ставить перед собой определенные задачи и находить способы их решения, заставлять себя выполнять необходимую, но неинтересную работу, осознанно управлять своими эмоциями и поведением, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на бесконфликтной основе. Личностное развитие ребенка осуществляется, 35 как правило, через его стихийное приспособление к крайне противоречивой социокультурной среде. Следствием этого стал заметный рост индивидуализма среди детей и подростков при одновременном непонимании того, как управлять собой, как организовать себя для достижения индивидуально значимых целей и приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни. Успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к адекватной оценке собственных возможностей и реальному самоизменению в соответствии с динамикой обстоятельств. Вот почему формирование у детей способности к саморазвитию становится важнейшей педагогической задачей. Именно педагог дополнительного образования, выступающий для детей значимым взрослым, может заинтересовать своих воспитанников в познании самих себя, помочь им в формировании навыков самоорганизации и самоуправления. Проследим состав каждого блока личностных качеств (таблица 4). Эта таблица построена по тому же принципу, что и таблица «Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе». Однако предмет оценки здесь — личностные качества, формируемые в процессе общения ребенка с педагогом и сверстниками. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем перечень качеств в таблице может быть дополнен педагогом в соответствии, с целевыми установками его программы. Таблица 4. Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы Показатели (оцениваемые параметры) 1.1. Терпение 1.2. Воля Степень Возможное выраженности число баллов оцениваемого качества 1. Организационно-волевые качества 1 Способность переносить Терпения хватает менее, (выдерживать) чем на 0,5 известные нагрузки в течение определенного занятия времени, преодолевать Более, чем на 0,5 5 трудности занятия На все занятие 10 Способность активно Волевые усилия 1 ребенка побуждать себя к побуждаются практическим извне действиям Иногда – самим 5 ребенком Всегда – самим 10 ребенком Критерии Методы диагностики Наблюдение Наблюдение 36 Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне Периодически контролирует себя сам Постоянно контролирует себя сам 2. Ориентационные качества 2.1. Самооценка Способность оценивать Завышенная себя адекватно Заниженная реальным достижениям Нормально развитая Продиктован Осознанное участие 2.2. Интерес к ребенку извне ребенка в освоении занятиям в образовательной детском Периодически программы объединении поддерживается самим ребенком Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно 3. Поведенческие качества 3.1. Способность занять Периодически определенную позицию провоцирует Конфликтность в конфликтной ситуации конфликты (отношение Сам в ребенка к конфликтах не столкновению участвует, интересов (спору) старается их в процессе избежать взаимодействия) Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты Избегает Умение воспринимать 3.2. Тип участия в общих общие дела как свои сотрудничества делах собственные (отношение ребенка к общим Участвует при делам детского побуждении объединения) извне Инициативен в общих делах 1.3. Самоконтроль Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) 1 Наблюдение 5 10 1 5 10 Анкетирование 1 Тестирование 5 10 0 5 Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение 10 0 5 Тестирование, метод незаконченного предложения. Наблюдение 10 В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка используются наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и др. 37 Работа по, этой технологии содействует личностному росту ребенка, позволяет выявить то, каким он пришел, чему научился, каким стал. Сделаем пояснения в отношении некоторых личностных качеств, перечисленных в таблице. Первый блок показателей — организационно-волевые качества. К ним откосятся терпение, воля и самоконтроль. Терпение, хотя и дано ребенку в значительной мере от природы, поддается направленному формированию и изменению. Его можно развивать у детей уже с полутора-двух лет. При оценивании его уровня у конкретного ребенка наивысший балл присваивается за осознанную выдержку: если у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений. Воля— качество, которое также возможно целенаправленно формировать с раннего возраста. Вместе с тем заметна зависимость степени развития волевой сферы личности от уровня психофизической активности: если последняя снижена, то, как правило, слаба и воля. Оптимальным для развития воли является средний уровень психофизической активности ребенка. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребенка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации. Терпение и воля вырабатываются только методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Для этого необходима соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием учащегося показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие терпения и воли должно идти одновременно с формированием у ребенка высокой самооценки. Еще одним условием воспитания терпения и воли является выработка у учащихся веры в свои силы, избавление от страха перед неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли. Самоконтроль завершает первый блок личностных качеств. Эта характеристика позволяет выявить степень самоорганизации детей; она показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля бывают разными: контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д. Таким образом, самоконтроль — это интегративная характеристика, свидетельствующая об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки. В таблице различаются три уровня развитости самоконтроля: низкий — когда ребенка практически постоянно контролируют извне; средний — когда ему самому удается контролировать свои намерения и поступки периодически; - высокий — когда ребенок способен контролировать себясам постоянно. Для осуществления деятельности по интересам оптимальным является последний вариант, он и дает высший балл. Педагог может побудить ребенка к самоорганизации, если семья не сформировала у него необходимых навыков (а именно с этим чаще всего приходится встречаться педагогам дополнительного образования). 1. Прежде всего, детям необходимо показать смысл тех личностных свойств, которые им предстоит развить у себя. Каждому ребенку, надо объяснить, какие качества даны ему от природы, а какие он может сформировать сам. Детей важно убедить (лучше на 38 конкретных примерах) в том, что развитие человеческих качеств — терпения, воли, самоорганизованности, доброжелательности в отношениях с другими людьми и т.д. — приведет к более полному проявлению данных от природы способностей и улучшению результатов обучения. 2. Другим побуждающим к самоорганизации стимулом может стать публичное подведение итогов после каждого занятия, включая проявление организационных, волевых и других качеств. Однако, выделяя отличившихся, не следует называть тех, кто еще не сумел продемонстрировать эти качества; умолчание будет воспринято как предоставление этим детям шанса сравняться с другими. 3. Еще один фактор, закрепляющий навыки самоорганизации у детей, — строгий контроль за выполнением учащимися как предписаний педагога, так и данных ему обещаний. Здесь крайне важна последовательность и настойчивость самого педагога. 4. Не последнюю роль в приучении детей к самоконтролю играют родители. Семья — та среда, которая способна побудить детей к осознанному формированию личностных качеств. Однако для родителей первоочередную ценность, как правило, представляет уровень практических навыков, получаемых в учреждениях дополнительного образования: умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.д. К сожалению, взрослые не всегда ориентированы на развитие у детей собственно человеческих качеств — доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться и т.д., позволяющих формировать универсальную систему приспособления ребенка. Поэтому педагог, желающий привлечь родителей к процессу личностного роста их детей, должен провести с родителями предварительную работу по разъяснению значимости развития человеческих качеств как для адаптации ребенка в целом, так и для большей результативности основного и дополнительного образования. Второй блок включает ориентационные качества — самооценку и интерес к занятиям. Самооценка — это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого феномена состоит в том; что самооценка запускает или тормозит механизм саморазвития личности. Самооценка — ключ к пониманию темпов развития ребенка. От взрослых во многом, зависит, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый или завышенный. Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых он может совершенствоваться. Дети с заниженной самооценкой требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за минимальные достижения. Нормальная самооценка говорит о том, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является действенным стимулом саморазвития личности. Завышенная самооценка может появиться в результате как неумеренных похвал ребенка, так и неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки — самый сложный, с точки зрения развития личности. Он либо лишает ребенка стимула к развитию, поскольку создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела, либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Роль внешнего стимула к их саморазвитию может сыграть наличие в группе достойного конкурента. 39 Педагогу важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки: это составляет основу индивидуально ориентированной работы в труппе. Интерес к занятиям в детском объединении может быть вызван разными способами. Дети начинают заниматься в кружке, секции, студии, как правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами. В таблице выделены три уровня интереса к занятиям у детей: навязан извне; периодически стимулируется извне; поддерживается самостоятельно. Такая дифференциация означает, что в процессе занятий ребенку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже если они у ребенка отсутствуют, то с помощью воли, терпения и при достижении определенных результатов (успехов) интерес можно сформировать и развивать. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно. Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу - его природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.д., вначале он имеет общий, а не конкретный характер. Например, ребенок хочет хорошо говорить пофранцузски или красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат. Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем иутрате интереса (такие дети, как правило, из студий и секций отсеиваются); других детей, наоборот, — к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием полностью освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно. Методика работы педагога здесь заключается в следующем. Во-первых, отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинство детей нуждается в подкреплении, своих усилий в виде положительной оценки на каждом занятии, планировать темпы и предполагаемые результаты деятельности ребенка (это могут быть и микро-группы из двух-трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог ставит перед разными детьми соответствующие задачи: что именно желательно освоить каждому ребенку к следующему разу. Поэтапное планирование ожидаемого результата — своего рода лесенка — и есть конкретизация развития ребенка, с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появляется личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематической тренировки, отработки навыка до автоматизма усиливается подключением сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. В этом и заключается переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно, от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию. Третий блок включает поведенческие качества: - отношение ребенка к конфликтам в группе; - тип сотрудничества. Эти характеристики являются плодом воспитания и незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности. 40 Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие — это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка. Важнейшим аспектом общения является характер самоутверждения личности, производный от уровня самооценки, присущей ребенку. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними. Заниженная сама является препятствием для нормального общения, поскольку такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность. Компоненты этого блока могут быть дифференцированы по степени управляемости со стороны самого ребенка и выражаться соответствующими оценками в баллах. Суть работы педагога здесь заключается в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности. В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать правила, следование которым поможет в разрешении конфликта. 1. Нельзя загонять конфликт вглубь — не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на одну из позиций. 2. При поиске причины конфликта стараться быть объективным инепредвзятым, не искать изначально виноватого. 3. Помнить, что при всем разнообразии причин конфликта его организатором (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге оказаться его жертвой может совершенно другой ребенок. 4. Преодоление конфликта — это прежде всего преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось. 5. Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других. Сотрудничество — это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а, следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества — от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней. Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить через общие задания, нацеленные на практическое обеспечение определенного вида деятельности. Уже в процессе этого общего дела будет четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень сотрудничества: у одних — это лень, у других — страх показаться неумелым, неловким и т.д. Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей. Описанная технология мониторинга личностного развития ребенка, как и в случае с отслеживанием предметных результатов обучения, требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. 41 Этой цели служит индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка (таблица 5). Таблица 5. Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Вид и название детского объединения Фамилия, имя, отчество педагога Дата начала наблюдения Показатели Сроки диагностики Первый год Второй год Третий год обучения обучения обучения Начало Конец Начало Конец Начало Конец года года года года года года 1. Организационно-волевые качества 1. Терпение 2. Воля 3.Самоконтроль 2. Ориентационные качества 1. Самооценка 2. Интерес к занятиям в детском объединении 3. Поведенческие качества 1. Конфликтность 2. Тип сотрудничества 4. Личностные достижения обучающегося (Этот блок вводится в карточку по усмотрен ию педагога для тог о, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением личностных качеств) Заполнение карточки осуществляет педагог с периодичностью 2 раза в год — в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще — до 3-4 раз в год; с этой целью вводятся дополнительные графы. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью таблицы «Мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы» и настоящей карточки. 42 К оценке личностных качеств, перечисленных в карточке, может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых» соотнести ребенку мнение о себе с представлениями о нем окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования. Значение этой технологии состоит в том» что она позволяет сделать воспитательную работу педагога измеряемой, а также включить учащегося в сознательно управляемый им самим процесс развития собственной личности. Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных и одаренных учащихся, а также проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку. 43