Программа дополнительного образования детей

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак
Ипатовского района Ставропольского края

Утверждена
приказом директора
№64/1 от 01.09.2022 г
Врио директора школы

Л.Р.Джанаева

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

аул Малый Барханчак
2022 г.

Содержание программы:
I. Пояснительная записка…………………………………………………..….Стр. 4
1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы
дополнительного образования в школе ………………………………………. Стр. 4
2. Принципы реализации ДО ……………………………………………. Стр. 6
3. Цели и задачи………………………………………………………….... Стр. 9
II. Концептуальная основа дополнительного образования.....………….. Стр. 11
1. Нормативно-правовая база……………………………………………...Стр. 11
2. Эффективность и результативность в области ДО ………………….Стр. 13
3. Проблемы организации дополнительного образования детей………..Стр.13
4. Перспектива развития дополнительного образования………………...Стр.15
5. Модель интеграции на современном этапе развития………………….Стр.15
6. Содержание и организация ДО ……………………………………….Стр.18
III. Образовательный блок……………….…………………………………....Стр.21
1. Дополнительные образовательные программы………………………...Стр.22
2. Результативность образовательного блока……………………………..Стр.24
IV. Блок внеурочная деятельность в рамках ФГОС………………………Стр.26
1. Задачи внеурочной деятельности……………………………………….Стр.26
2. Формы организации внеурочной деятельности……………………….Стр.27
3. Результативность………………………………………….……………...Стр.28
V. Содержание и организация культурно-досуговой деятельности……..Стр.31
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности…………………Стр. 31
2.

Отличия

культурно-досуговой

программы

от

дополнительной

образовательной программы……………………………………………….Стр.33
3. Виды культурно-досуговых программ………………………………….Стр.33
4. Принципы и методы………………………………………………..…….Стр.34
5. Ожидаемые результаты………………………………………………......Стр.35
VI. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования…Стр.36
VII. Ожидаемые результаты…………………………………………….……Стр.37
1. Критерии результативности……………………………………………. Стр.37
2

2. Контроль результативности………………………………………..……Стр.38
3. Методики изучения эффективности реализации программы в ОУ…...Стр.38
VIII. Заключение……………………………………………...………………...Стр.39
IХ. Список литературы………………………………………………………...Стр.40
Х. Приложения.

3

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность и педагогическая целесообразность.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид
образования – дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование

детей

обеспечивает

их

адаптацию

к

жизни

в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей,
проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания,
развития

личности

и

обучения

посредством

реализации

дополнительных

образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и
информационно-образовательной

деятельности

за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко
не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по
различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют
кружки

соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет

активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только
обучающихся,
но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями,
способностями.
Используя разнообразные культурно-досуговые программы, педагоги обучают
детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг.
Нужно

отметить

ещё

одну

уникальную

особенность

дополнительного
4

образования - дать растущему человеку возможность проявить себя, пережить
ситуацию успеха (и притом неоднократно!). Поскольку в системе дополнительного
образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно
широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть
определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно
важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих
теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных
дисциплин.
2. Принципы:
При организации дополнительного образования детей школа опирается
на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование
доступное. Здесь могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие
своего

особого

призвания;

одаренные;

«проблемные»

–

с

отклонениями

в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного
образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания
возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных
гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является
бесплатность предоставляемых школой услуг.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все
программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы
«идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика
под
в

программу
дополнительном

и

(федеральный
образовании

региональный

программа

не

стандарт).

соответствует

Если
запросам

ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто "уходит
со сцены".
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право
ребенка

на

овладение

знаниями

и

умениями

в

индивидуальном

темпе

и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности,
конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято
сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль,
темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
5

Тесно

взаимосвязаны

между

собой

принцип

свободного

выбора

и ответственности и принцип развития.
4.

Принцип

свободного

выбора

и

ответственности

предоставляет

обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального
образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности,
скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям
личностного

развития

каждого

и

оптимально

удовлетворяющих

интересы,

потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды
образования,

которая

обеспечивает

развитие

индивидуального

личностного

потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы,
содержания,

форм

и

методов

дополнительного

образования

в

целостном

образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного
образования – развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в
процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует
его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к
самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении
базового и дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы
новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех
видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый
стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни
в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов
поведения, присущих российскому и мировому обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей,
своевременную корректировку содержания образовательных программ. А это, как
известно, и есть самый мощный стимул поддержания постоянного интереса
6

к изучаемому предмету. Именно в системе дополнительного образования детей
существую
не

такие

абстрактную

программы,

которые

позволяют

информацию,

нередко

далекую

прибрести
от

реальной

ребенку
жизни,

а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему
адаптироваться в многообразии окружающей жизни.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности
предполагает

формирование

нравственно-ценностных

ориентаций

личности,

развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого
отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей
жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
10. Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает
не только формирование условий для развития общей культуры личности,
но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения
эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе
дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и
переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к
созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в сфере
познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и поведении,
человеческих взаимоотношениях. Результатом данной

ориентации являются

эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода.
Через

систему

мероприятий

(дел,

акций)

обучающиеся

включаются

в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для
каждого ребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования
означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития
личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование
социально

значимой

модели

существования

в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности
к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно
создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к
творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие (создание проекта,
7

исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество
обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства.
Существующая
сотрудничество

система

обучающихся

дополнительного
разных

образования

возрастов

и

обеспечивает

педагогов.

Особенно

в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая
интересы других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация

дополнительного

образования

предполагает

инициирование,

активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
15. Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений
культуры и образования

Ипатовского

городского округа направлена на

обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей.
3. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности
к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ
в интересах личности.
Задачи:
1.

Сформировать систему дополнительного образования в школе, способную дать

возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по душе, позволяющую создать
условия для полной занятости обучающихся.
2.

Охватить

максимальное

количество

обучающихся

дополнительным

образованием.
3.

Сформировать условия для успешности обучающихся.

4.

Организовать социально-значимый досуг.

5.

Разработать и реализовать

программы

дополнительного образования,

максимально удовлетворяющие запросам обучающихся.
6.

Привить обучающимся навыки проектной и исследовательской деятельности.
8

7.

Способствовать интеллектуальному, творческому, физическому развитию детей

и подростков.
8.

Предупредить асоциальное поведение обучающихся; обеспечить внеурочную

занятость подростков «группы риска».
9.

Повысить

творческий

потенциал

педагогических

кадров;

обеспечить

использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий;

создать

методическую

копилку

дополнительного

образования

в школе.
С

учётом

возрастных,

психологических

особенностей

обучающихся

на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
I. Ступень (начальная школа).
Расширение

познавательных

возможностей

детей,

диагностика

уровня

их общих и специальных способностей, создание условий для последующего
выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».
II. Ступень (средняя школа).
Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие
творческих способностей личности в избранной области деятельности.
III. Ступень (старшая школа).
Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной
области, создание условий для самореализации, самоопределения личности,
её профориентации.
Режим работы:
Очень

важно

то,

что

дополнительное

образование

осуществляется

круглогодично («образование без каникул»), поскольку в летний период в его
рамках организуются пришкольные лагеря, творческая деятельность детей. Этим
обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего
рода перманентность образовательного процесса.
Занятия возможны практически с любого возраста (от 6,5 до 18 лет), при любом
уровне

предшествующей

подготовки

ребенок

может

включиться

в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться –
никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором
непрерывного образования личности.
9

II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МКОУ СОШ №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК
Главной специфической

чертой

развития

дополнительного

образования

в школе должна быть опора на содержание основного образования. Интеграция
основного и дополнительного образования может обеспечить:
·

целостность

всей

образовательной

системы

школы

со

всем

её многообразием;
·

определённую стабильность и постоянное развитие;

·

необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их

эмоционально-образной сферы, формирование духовно-нравственных качеств,
социальной активности;
·

сохранение определенного консерватизма системы и более активного

использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей,
технологий;
·

поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей

организации жизни ученического и педагогического коллективов;
·

сохранение

лучших

сил

педагогического

коллектива

и

приглашение

новых людей, готовых работать с детьми.
1. Перечень нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность дополнительного образования
в МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак:
Федеральные:
·

Конституция РФ. Основной Закон Российского государства (12.12.1993 г.)

·

Трудовой кодекс РФ.

·

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации".
·

Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.

10

·

Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ "О государственной поддержке

молодежных и детских общественных объединений".
·

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N
996-р;
·

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 29.11.2018) "О

лицензировании образовательной деятельности"
·

Стратегии развития воспитания в Российской Федерациина период до 2025

года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996р)
·

Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 гг. (распоряжение

Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 2 июля 2021 г. №400),
·

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных

общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
Учрежденческие:
- Устав ОУ;
- Приложение №2 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от
24.01.2012 г № 2421;
- Программа воспитания (принята на педагогическом совете №1 от 31.08.2020
г);
- учебный план по дополнительному образованию школы;
- план воспитательной работы на учебный год.

2. Эффективность и результативность работы
педагогического коллектива в области дополнительного образования
Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов
дополнительного образования МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак являются:

11

- заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих)
в реализации дополнительного образования в школе;
- творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках
декоративно-прикладного
практических

творчества,

конференциях,

спортивных

интеллектуальных

соревнованиях,

олимпиадах

и

научно-

творческих

конкурсах) муниципального, регионального и федерального уровней;
- связь с

социумом

(образовательные

школы района,

Барханчакское СКО, МБУ ДО ЦДО Ипатовского

МКУК

Мало-

городского округа, филиал

музыкальной школы искусств, художественная школа и т.д.).
3. Проблемы организации дополнительного образования детей
В ходе анализа организации дополнительного образования можно выявить
следующие проблемы:
- наличие заблуждений, ошибок, стереотипов в отношении дополнительного
образования. Для части учителей школы характерно непонимание самого термина
"дополнительное образование", отождествление его с внеурочной деятельностью
обучающихся;
- выстраивание педагогами занятия в своих объединениях дополнительного
образования по классно-урочному принципу. В результате в школьный блок
дополнительного образования автоматически переносятся средства, методы,
подходы из традиционной школьной педагогики. В итоге вместо творческого
занятия по интересам ребенок оказывается снова на уроке, пусть несколько
модифицированном, но по своей сути представляющем обучение по конкретному
предмету;
- недостаточное количество учебных часов для реализации дополнительного
образования;
- в ОУ не хватает узких специалистов по дополнительному образованию,
особенно для работы с мальчиками и юношами. Профессионалы не готовы работать
на малом количестве часов (в среднем 1-2 часа в неделю), соответственно, за
небольшую зарплату;
- отсутствие системы интеграции основного и дополнительного школьного
образования, образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов;
12

- несовершенство нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего
образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования
(положения, инструкции, договоры, локальные акты и т.д.).
– необходимы новые требования к программам дополнительного образования
в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание следует
уделить

интегрированным

программам,

ориентированным

на

получение

предметных, метапредметных и личностных и результатов.
- нехватка методических рекомендаций по оценке результатов деятельности
учреждения в режиме интеграции общего и дополнительного образования
(мониторинговые исследования, критерии, методики изучения, и т.п.)
– не в полной мере изучается заказ детей и родителей на дополнительное
образование, не всегда учитываются их пожелания при составлении вариативной
части базисного учебного плана школы;
-

незаинтересованность

обучающихся

«группы

риска»

в

получении

дополнительного образования в школе.
– реализация дополнительного образования главным образом замыкается
в стенах школы, класса.
Материально-техническая база ОУ требует развития;
- недостаточное количество существующих мониторинговых исследований,
методик для оценки эффективности процесса интеграции;
- нежелание учителей внедрять в свою деятельность интегрированные уроки,
досугово-значимую деятельность, совместные с обучающимися проекты, отсутствие
элективных курсов.
4. Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования МКОУ СОШ №16 аул
Малый Барханчак является:
- расширение спектра услуг дополнительного образования и

интеграция

общего и дополнительного образования;
- изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного
учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания
уделять технологиям интеграции.
13

-

улучшение

качественной

материально-технической

реализации

программ

базы

ОУ

дополнительного

для

осуществления

образования

за

счёт

реализации добровольных пожертвований, спонсорских средств.
–

организация

организации
и

методического

дополнительного

дополнительного

сопровождения

образования

образования:

в

педагогов

школе,

методические

по

вопросам

интеграции

объединения,

общего

семинары,

практикумы, мастер-классы и т.д.
5. Модель интеграции общего и дополнительного образования
в МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак на современном этапе развития
Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора.
Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции
общего,

дополнительного

и

профессионального

образования,

соединения

обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
В данный момент

МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак реализуется

следующая модель интеграции:
«Урок – занятия объединений дополнительного образования детей –
воспитательная деятельность – внеурочная деятельность в рамках ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего
образования реализуется через осуществление межпредметных связей, включение
в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ
углубленного

изучения

предметов,

реализацию

проектов

по воспитанию и дополнительному образованию.
Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это макросоциум,
который влияет на образование ребёнка – учреждения образования и культуры
Ипатовского

городского округа, которые предлагают свои образовательные

услуги, тем самым, расширяя спектр дополнительного образования детей
и подростков и, конечно же, положительно влияя на рост личности во всех
её проявлениях.

14

Модель

органично

сочетает

возможности

обоих

видов

образования,

способствует созданию инфраструктуры внеурочной деятельности в условиях
конкретной среды.
Общее
образование
Внеурочная деятельность
в рамках ФГОС
по направленностям:

(общеобразовательные
программы)

Дополнительное
образование
по направленностям:
- художественноэстетическое;
- физкультурно- спортивное;
- социально-педагогическое

- общекультурная;
- общеинтеллектуальная;
- спортивно-оздоровительная;
- социально-педагогическая;
- духовно-нравственная.

Образование

Воспитательная работа

Макросоциум:
Участие
в конкурсах
и олимпиадах
различного
уровня и
направленности.

Воспитательные
мероприятия
различного
уровня
и
направленности.

Профильные
сборы
«Тимуровцы»
"Актив",
Экологи",
«Милосердие»,
ЮИД,
" ТОШ".

образовательные школы района,
МКУК Мало-Барханчакское СКО,
МБУ ДО ЦДО Ипатовского ГО,
художественная школа и др.

15

6. Содержание и организация образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МКОУ СОШ №16
Виды детских объединений по интересам.
Образовательная

деятельность

в

дополнительном

образовании

осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки,
отряды и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами,
которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение
учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является
основным способом организации деятельности детей практически в любом из
видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6,5 до 18 лет. Каждый ребенок может
заниматься в одной или нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября
и заканчивается 30 мая текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:
· проводиться по специальному расписанию с переменным составом
учащихся;
· продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях
разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий
более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется.
Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз
в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться
в любой день недели, исключая воскресные дни. Между учебными занятиями и
посещением объединений дополнительного образования детей должен быть
перерыв для отдыха не менее часа.

Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем
составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных
объединениях по интересам (кружки, секции и т.п.), в которых могут заниматься
учащиеся в возрасте от 6,5 до 18 лет. В работе объединений могут принимать
участие

родители,

без

включения

в

списочный

состав

и по согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы
и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся,
года обучения, специфики деятельности данной группы:
· на первом году обучения – 12- 15 человек;
· на втором году обучения – 10-12 человек;
· на третьем и последующих годах обучения – 8- 10 человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть
зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения,
но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы
должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае
средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных
возрастов.
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя
из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем
составом коллектива, по группам и индивидуально; может вести индивидуальные
занятия с детьми-инвалидами по месту жительства.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в
объединениях дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни – 1,5 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью
не менее10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность

одного

занятия

зависит

также

от

возраста

обучающихся. Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного
17

занятия (с поправкой на то, в какой день недели проходит занятие – в обычный
учебный день после уроков):
· для младших школьников – от 30 минут до 1-го часа - при условии проведения
занятий

в

игровой

форме

со

сменой

деятельности

через

каждые

20 минут;
· для школьников среднего и старшего возраста – от 1 часа до 2-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться
в

программе

педагога.

«Санитарно-эпидемиологическим

требованиям

к учреждениям дополнительного образования…» рекомендуют разный режим
занятий детей в объединениях различного профиля.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность
индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается Уставом учреждения
и программой педагога.
Нарушение

СанПин

влечет

дисциплинарную,

административную

и уголовную ответственность.
Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются
на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством
образования

РФ или программ педагогов дополнительного

образования,

разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через
учебный план занятий, который составляется на весь период обучения.
Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут
заниматься по индивидуальным программам.
Работа учащихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества
и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.
Обучающимся, успешно овладевшим учебной программой, проявившим
организаторские способности и стремление передавать свои знания и умения
другим, может быть присвоено звание: "инструктор", "консультант" с вручением
соответствующего удостоверения.
Центр образования «Точка роста
18

Структурное подразделение Центр образования «Точка роста» создан на
базе школы в рамках федерального проекта «Современная школа» национального
проекта «Образование». Он призван обеспечить повышение охвата обучающихся
программами основного общего и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей с использованием современного
оборудования, с целью развития у обучающихся современных компетенций и
навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной
грамотности, формирования критического и креативного мышления.
Центры «Точка роста» на базе общеобразовательных организаций сельской
местности и малых городов создаются для формирования условий для повышения
качества общего образования, в том числе за счет обновления учебных
помещений,

приобретения

квалификации

педагогических

современного
работников

оборудования,
и

расширения

повышения
практического

содержания реализуемых образовательных программ.
Центр «Точка роста» является частью образовательной среды МКОУ
СОШ№16 аул Малый Барханчак, на базе которой осуществляется преподавание
учебных предметов из предметных областей «Естественно – научные предметы»;
Реализация воспитательного потенциала предусматривает:
внеурочную деятельность для поддержки изучения предметов естественнонаучной и технологической направленностей;
дополнительное образование для детей по программам естественнонаучной
и

технологической

направленностей,

цифрового

образования

для

детей

различного возраста, педагогов и взрослых;
проведение внеклассных мероприятий для обучающихся, в том числе
конкурсов, интеллектуальных и творческих состязаний, олимпиад;
Организация образовательных мероприятий для детей и педагогов школы, в
том числе в дистанционном формате, с участием обучающихся из других
образовательных организаций, а также поддержка и взаимодействие с другими
общеобразовательными организациями.
организация

конкурсов,

олимпиад,

по

современным

технологиям,

цифровым технологиям, информатике, программированию;
19

Профориентационная и просветительская деятельность с детьми и
взрослыми по цифровой грамотности и информационной безопасности;
организация проектной деятельности, в том числе в очной и/или
дистанционном формате, для обучающихся Центра«Точкароста»;
методическая поддержка МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак в части
совершенствования подходов к преподаванию учебных предметов «Химия»,
«Физика», «Биология», «Информатика».
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Закон РФ «Об образовании» предопределяет необходимость и обязательность
учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности
всех типов и видов учреждений образования. Закон предоставляет право
самостоятельного выбора формы учебного плана в соответствии с целями,
концепцией, содержанием образовательных программ.
МКОУ СОШ №16

аул Малый Барханчак Министерством образования

Ставропольского края выдано

Приложения № 2 серии 26П01 регистрационный

№ 0001058 к лицензии на осуществление образовательной деятельности серии
от 24 января 2012 г №2421
осуществлять

в соответствии, с которым школа имеет право

образовательную

деятельность

по

ряду

дополнительных

образовательных программ.
С учётом всех вышеуказанных факторов составлен учебный план школы
по дополнительному образованию (Приложение № 1, 2).
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется
согласно расписанию занятий.
Расписание

занятий

–

нормативный,

управленческий

документ,

регулирующий организацию учебных занятий и обеспечивающий реализацию
учебных планов и программ.
Составление расписания регулируется следующими документами:

уставом

школы, учебным планом, образовательными программами педагогов. При
составлении расписания учитывается загруженность кабинетов и учебных
помещений, возраст обучающихся, год занятий по программе. В расписании
20

указываются: название кружка, ФИО педагога, день занятий, время занятий,
контингент детей.
(Приложение № 3).

1. Дополнительные образовательные программы.
Программа (греч. – распоряжение) – это нормативная модель совместной
деятельности

людей,

определяющих

последовательности

действий

по достижению поставленной цели.
Существует несколько определений понятия «образовательная программа
дополнительного образования детей» или (что тоже самое) «дополнительная
образовательная программа».
Итак, программа - это:
· документ,
в

соответствии

отражающий
с

условиями,

педагогическую
методами

и

концепцию

технологиями

педагога
достижения

запланированных результатов;
· модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога
и ребенка, содержащая обоснование содержания образования и технологии его
передачи;
· курс, расширяющий одну из образовательных областей основного
образования;
· индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении
которого он выйдет на определенный уровень образованности;
· предметная сторона, составная часть единой образовательной программы
учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования
(определенного

предмета)

и

позволяющая

ребенку

в

этой

области

самоопределиться и реализовать себя.
21

Педагоги дополнительного образования сегодня живут в режиме поиска,
имеют свободу выбора действий, открыта дорога для их творчества. В отличие
от учителей-предметников, им не предлагаются готовые стандартизированные
курсы; они сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако педагоги
имеют

право

пользоваться

типовыми

и

авторскими

программами

дополнительного образования, отобразив данный факт в пояснительной записке
своей программы.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного образования детей необходимо соблюдать общие требования,
которым должны отвечать образовательные программы.
Во-первых,

программы

дополнительного

образования

детей

должны

соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому
положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Во-вторых,

программы

дополнительного

образования,

реализуемые

в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее
повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:
· обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной
и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания
образования, форм деятельности и общения;
· организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
· использования

интерактивных

способов

усвоения

образовательного

материала.
Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают
в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного
возраста, установленный Базисным учебным планом.
В-третьих,

образовательные

программы,

реализуемые

в

системе

дополнительного образования детей, должны обладать рядом качеств; в их числе:
· актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем
для внешкольного образования);
22

· прогностичность

(отражает

требования

не

только

сегодняшнего,

но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям
и требованиям к реализации программы);
· реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся
ресурсы для получения максимально полезного результата);
· чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
· целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для
достижения целей);
· контролируемость (наличие способа проверки реально полученных
результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям);
· преемственность и согласованность ее содержания с образовательными
программами общеобразовательной школы;
· практическая

значимость,

технологичность

(доступность

для

использования в педагогической практике);
· сбалансированность

по

всем

ресурсам

(кадровым,

финансовым,

материально-техническим, научно-методическим).
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие
обучающегося средствами своего учебного курса.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного
образования, педагоги должны ориентироваться на «Примерные требования
к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), соблюдать все рекомендации.
2. Результативность образовательного блока
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных
программ, необходимо различать среди них следующие:
-

выделенные

по

времени

фиксирования:

конечные

(итоговые),

промежуточные, текущие;
23

-

по

факту

преднамеренности:

планируемые

(запланированные,

предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные,
непреднамеренные);
- по отношению к целям (по соотношению с целями): “целесообразные”
и “нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не
соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально)
в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться
по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах
образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах,
смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению грамотами
и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее
ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот
и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов
зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля
зрения остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный,
он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не
менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей
их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой
дополнительного образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного

образования

предполагает

не

только

обучение

детей

определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных
личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум
группам показателей:

24

· предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения,
навыки);
· личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под
влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями,
поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности,
контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы
родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие,
выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой
работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п.
Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям;
отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства
неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного
достичь определенного успеха.
IV. Блок внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания
условий

для

развития

творческих

интересов

детей,

включения

их

в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность внеурочная
деятельность обучающихся.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным
образованием детей выступают такие формы её реализации, как факультативы,
кружки, спортивные секции, экскурсионные группы, консультации и т. д.
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности
заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на основе
спектра

направлений

детских

объединений

по

интересам,

возможности

свободного самоопределения ребёнка, привлечения к осуществлению внеурочной
деятельности

квалифицированных

специалистов,

а

также

деятельностной

и практико-ориентированной основы организации образовательного процесса.
25

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
в рамках реализации ФГОС.
1.
возрасту

Задачи внеурочной деятельности: обеспечение
адаптации

благоприятных

ребёнка

условий

в

для

образовательном

развития

ребёнка,

соответствующей

учреждении,
учёт

его

создание
возрастных

и индивидуальных особенностей.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное,

социальное, общекультурное).
2.

Формы

образовательное

организации
учреждение.

внеурочной
Содержание

деятельности
занятий,

определяет

предусмотренных

во внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся
и

их

родителей

(законных

представителей)

и

осуществляется

в формах, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии,
кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и т. д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением

используются

возможности

учреждений

дополнительного

образования, культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной
деятельности используются возможности тематических лагерных смен.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении

максимально допустимой

недельной нагрузки обучающихся,

но учитывается при определении объёмов финансирования реализации основной
образовательной программы и составляет не более 1350 часов за 4 года обучения.
В

МКОУ

СОШ

№16

внеурочная

деятельность

осуществляется

по различным схемам, в том числе:
· непосредственно в школе во второй половине дня;
· совместно с учреждениями культуры, спорта.

26

Основное

преимущество

организации

внеурочной

деятельности

непосредственно в образовательном учреждении заключается в создании
условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении
в

течение

дня,

содержательном

единстве

учебного,

воспитательного

и развивающего процессов в рамках основной образовательной программы
образовательного учреждения.
В организации внеурочной деятельности принимают участие учителя
начальной школы, учителя - предметники, педагог - психолог, педагоги
дополнительного образования).
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет,
как
с

правило,

классный

педагогическими

руководитель,

работниками,

который

организует

систему

взаимодействует
отношений

через

разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том числе
через

органы

самоуправления,

обеспечивает

внеурочную

деятельность

обучающихся в соответствии с их выбором.
Контроль осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.
План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и
направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы.
3. Результативность реализации внеурочной деятельности
В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам
выпускника по учебным предметам выделен новый результат "выпускник
получит возможность научиться", например: результативно действовать в новых
ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, самостоятельно
использовать ранее накопленные знания и умения и др.
Содержание деятельности обучающихся во внеурочное время должно быть
направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД,
предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:
· осознание

уникальности

своей

личности,

которая

обладает

индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями
и ценностями;
27

· умение давать оценку своим действиям;
· ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких
нравственных категорий, как добро, красота, истина;
· осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей
и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты
и др.);
· умение выражать собственное мнение и т. д.
Пункт 9 ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся,
освоивших ООП:
- предметным,
- личностным (включающим готовность и способность обучающихся
к

саморазвитию,

сформированность

мотивации

к

обучению

и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности),
метапредметным

(включающим

освоенные

обучающимися

УУД,

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными понятиями).
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой
обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться
действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных
дисциплин,

то

в достижении метапредметных,

а

особенно

личностных

результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека,
удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее
исходя из своих интересов, мотивов.
К метапредметным результатам
ими универсальные

учебные

обучающихся

действия

относятся

(познавательные,

освоенные
регулятивные

и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметные результаты отражают:
28

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
·

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия;

определять

наиболее

эффективные

способы

достижения

результата;
·

формирование

умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
·

активное использование речевых средств и средств информационных
и

коммуникационных

технологий

для

решения

коммуникативных

и познавательных задач;
·

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами; составлять тексты в устной
и письменной формах;

· овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;

· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных,

культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета.
Предназначение УУД:
· обеспечение преемственности всех ступеней образовательного процесса;
· обеспечение целостности содержания образования;
· профилактика школьных трудностей обучающихся.
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД
в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс
29

интериоризации, т. е. перенос действий, относящихся к внешней деятельности,
в умственный, внутренний личностный план.
Значение отдельных групп УУД:
•

познавательные

УУД

обеспечивают

умение

учащихся

применять

конкретные способы преобразования учебного материала;
• коммуникативные УУД

обеспечивают социальную компетентность

и умение учащихся учитывать позиции других людей;
·

• регулятивные УУД обеспечивают умение учащихся организовать свою

учебную деятельность.
УУД - элемент преемственности урочной и внеурочной деятельности
обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны быть направлены
на закрепление, развитие УУД. В приложении № 4 представлена памятка для
педагогов "Виды УУД и их характеристика", которая поможет учитывать
особенности тех или иных УУД при подготовке программ внеурочной
деятельности. Памятка содержит примерный перечень УУД. Педагоги по своему
усмотрению могут дополнять список представленных УУД и расширять их
характеристики.
Для планирования формирования у обучающихся УУД во внеурочной
деятельности можно использовать следующую форму:
КолТемы Разделы

Формы,

во

УУД

методы часов

Личностные
результаты
освоения ООП

Предметные

Метапредметные

V. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности.
Организация культурно-досуговой деятельности школьников – наряду
с образовательной деятельностью – входит в число важнейших задач
30

современного дополнительного образования. Сегодня как никогда актуальна
проблема овладения детьми и подростками способами организации своего
свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.
Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых,
развлечение, общение, саморазвитие.
Между

тем,

обучающиеся

ориентированы

преимущественно

на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается
снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных
способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот
с

почему

саморазвитием,

так

важно

делать

научить

свой

досуг

детей

соединять

содержательным,

развлечения

«работающим»

на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг»
связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то
достичь.
Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей социально
значимым

содержанием.

На

это

нацелены

обе

его

составляющие

–

и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность. При этом
образовательная

деятельность

выполняет,

прежде

всего,

познавательную

и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность – рекреационную
и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные
возможности и для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка,
правда, делают это различными способами.
В состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только
фестивали, конкурсы, соревнования, тематические дни и недели, вечера,
экскурсии и т.п., но и семейные и индивидуальные способы организации детского
досуга – от совместных с родителями форм проведения свободного времени
(посещение музеев, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка
по интересам (хобби, компьютерные игры и т.п.).
Педагогически правильная организация культурно-досуговой деятельности
может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане
организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения,
31

воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре
общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая
деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.
Полноценное
потенциала

использование

культурно-досуговой

богатого

социально-педагогического

деятельности

предполагает

переход

от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида
деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
2. Отличия культурно-досуговой программы от дополнительной
образовательной программы состоят в следующем:
a) содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально
организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется
в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);
b) овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит
в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии
со взрослыми и детьми в досуговое время;
c) источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами
досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители
(законные представители);
d) в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый
спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор,
исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный
оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
4. Виды культурно-досуговых программ.
В МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак практикуется организация и
проведение следующих видов культурно-досуговых программ:
* разовая игровая программа (не требует подготовки участников. Дети
включаются в игру непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые
детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры
за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале,
на дискотеке);

32

* конкурсно-игровая программа по заданной тематике (это может быть
турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный
и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке,
придумывании, совместном творчестве детей);
* игра-спектакль (необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет
спектакля

строится

таким

образом,

что

его

сторонние

участники

без

предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять
задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля);
* театрализованная

игра

(требует

погружения

артистов

и

зрителей

в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации,
достаточно длительный период подготовки);
* зрелище

(концерт,

литературно-музыкальная

композиция,

спортивное

состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей);
* праздник (слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского
творчества, церемонии, гулянья, физкультурные праздники, тематические дни,
недели. Особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип
досуговой

программы.

Он

предполагает

большое

разнообразие

видов

деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей);
* длительная досуговая программа

(рассчитана на постоянный состав

участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и
может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в течение года
и более. наличие развивающей социальной идеи (сюжета). Подразумевает
наличие

коллективной

творческой

деятельности

детей

(в

качестве

системообразующего фактора), разнообразие игровых ролей, их свободный выбор
и смена (для самовыражения личности), создание и закрепление в игре
положительных моделей поведения, конструирование защитной игровой среды,
смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых).
4. Принципы и методы, лежащие в основе массовых мероприятий с детьми
1. Принцип

информационной

насыщенности

предполагает

наличие

в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки)
исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно33

культурных, этических и других сведений и фактов. Такая информационная
насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто
их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков
школьников, расширяет диапазон их актуальной культуры.
2. Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях
всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:
1) проведение

единых

тематических

общешкольных

мероприятий,

в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких
параллелей;
2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам
досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного
вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия
в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены,
осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.
3. Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов
и обучающихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.
Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует
сплочению школьного сообщества, формированию у учащихся ответственности,
единения, гордости за свою школу.
Методы осуществления культурно-досуговых программ:
· игровые методы,
· упражнения.
· обсуждения,
· создание, проигрывание и анализ ситуаций,
· творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту
реакции, логику, эрудицию и т.д.),
· театрализации.
Следует понимать, что правильно разработанная и полноценно реализованная
культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир
культуры,

развитию

их

творческого

мышления,

приобретению

опыта

самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.
34

5. Ожидаемые результаты культурно-досуговых программ:
· осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его
значимости для развития и самореализации личности;
· осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их
реализации в свободное от учебы время;
· изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;
· приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
· освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
· повышение

культуры

взаимоотношений

детей

и

их

поведения

во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
· изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом
на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;
· формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно
осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации
происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей
и родителей; бесед

с

родителями;

организации самодиагностики

детей

и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа
творческих работ школьников.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения
культурного уровня участников досуговых программ.
VI. ПАРТНЁРСТВО
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ СОШ №16 является открытой социально-педагогической системой,
способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из
путей повышения качества дополнительного образования коллектив школы видит
в установлении прочных связей с социумом.
Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются:
35

·
·
·
·
·
·

МКУК Мало-Барханчакское СКО,
МБУ ДО ЦДО Ипатовского городского округа,
филиал музыкальной школы искусств,
художественная школа
Ипатовский краеведческий музей
д/с «Ручеек» №13 а.М-Барханчак

Развитие социальных связей

МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак

с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс
для духовного развития и обогащения личности ребенка с первого класса,
совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями (законными
представителями), строящиеся на идее социального партнерства.
Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту
профессионального мастерства всех специалистов и педагогов детского сада,
работающих с детьми, поднимает статус нашего учреждения.
Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов:
· добровольность;
· равноправие сторон;
· уважение интересов друг друга;
· соблюдение законов и иных нормативных актов;
· обязательность исполнения договоренности;
· ответственность за нарушение соглашений.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МКОУ СОШ №16 АУЛ МАЛЫЙ БАРХАНЧАК
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:
36

·

рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся

деятельности;
·

удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;

·

удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную

деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы
дополнительного образования;
·

удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;

·

положительная

динамика

физического

и

психического

здоровья

школьников;
·

удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития

школьников;
рост

·

числа

обучающихся,

охваченных

содержательно-досуговой

деятельностью;
·

уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, КДН,

на внутришкольном контроле;
·

увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования

творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной
работы

педагогов,

классных

руководителей,

консультации

психолога

для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции
общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление
критериев эффективности.
2. Контроль результативности дополнительного образования в школе,
его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять
путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся
и их родителей (лиц их заменяющих).
3.

В

результате

анализа

выбраны

следующие

методики

изучения

эффективности процесса интеграции различных видов обучения в ОУ:
1. Мониторинг

результатов

обучения

ребенка

по

дополнительной

образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.).
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте».
37

3. А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»,
Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью
в образовательном учреждении»,
4. Е.Н.Степанова

«Изучение

удовлетворенности

родителей

работой

образовательного учреждения»,
5. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой
у нас коллектив»,
6. Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений
в детском коллективе».
7. Оценка Портфолио обучающихся и др.
Диагностику

планируется

проводить

психологом,

педагогами

дополнительного образования и классными руководителями 1 раз в год.
VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней
в году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть его
времени, не занята уроками. Но ребенок никогда бывает свободен от самого себя.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора,
которых ему предоставляют естественное течение жизни, среди ценностей
и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности дополнительного
образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности предпочесть
среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела
по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности
в самых разных направлениях, причем делать это прямо в школе, не обрекая
ребенка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне. При этом,
в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет
фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе
и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной
ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже
определение его будущей профессии.
Наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс,
пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как
38

второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью
объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.
Дополнительное образование призвано обеспечить дополнительные возможности
для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворению
творческих и образовательных потребностей современного человека.

IХ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горский В. А., Журкина А. Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В. В. Система
дополнительного образования детей /Дополнительное образование. 1999 № 3
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование
детей: – М.: 2002.
3. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2000.
4. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного
образования детей //Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5.
festival.1september.ru.
5. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе
/ М.: «Сентябрь», 2005. – 192 с.
6.

Д.В.Григорьев,

П.В.Степанов.

Внеурочная

деятельность

школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
7. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2010.
8.

Н.А.Салык.

Требования

к

организации

внеурочной

деятельности.

http://tiuu.ru/content/pages/228.htm.
9.С.А. Федорова Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности.
Управление начальной школой , №12 , 2012 г.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 15.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 88654268697

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».