Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 аул Малый Барханчак Принято педагогическим советом МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак Протокол №1 от 30.08.2022 г Утверждено приказом врио директора __________________ Л.Р.Джанаева МКОУ СОШ №16 аул Малый Барханчак № 64/1 от 01 сентября 2022 г Учебный план дополнительного образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 аул Малый Барханчак на 2022 -2023 учебный год 2022г. Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами: · Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; · Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; · приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; · приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; · Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; · Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; · СП 2.4.3648-20; · СанПиН 1.2.3685-21; · основной образовательной программы НОО,ООО,СОО · · · · · Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 -р). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ 09-3242 318.11.15г.) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Система дополнительного образования детей является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. Развитие системы дополнительного образования в школе является активным инновационным поиском развития личности обучающегося. Основное содержание дополнительного образования детей – практикоориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. В МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак в 2022-2023 учебном году планируется реализовывать образовательные задачи через организацию дополнительного образования, основой которого является развитие мотивации обучающегося к познанию, творчеству, саморазвитию. Ориентация на подготовку к самостоятельному решению познавательных, ценностных и практических проблем предполагает включение обучающихся, в образовательную, культурномассовую, спортивно-оздоровительную, социально-общественную деятельность в соответствии с их интересами и потребностями. Педагогические принципы, которые лежат в основе дополнительного образования в школе основаны на добровольном участии обучающихся в деятельности детских творческих объединений и предполагают свободу выбора коллектива и дополнительной образовательной программы. Содержание учебно-воспитательного процесса определяется социальным запросом общества, спецификой учреждения, кадровым потенциалом, возможностями материально-технической базы, имеющимся объемом учебных часов. Цель: обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, создание оптимальных педагогических условий для обеспечения высокого уровня физического, социально-нравственного, художественноэстетического, познавательного развития, обеспечение максимально полной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению в среде здоровых сверстников. Основные задачи: · развитие системы дополнительного образования в МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак с целью мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, спорту · формирование пространства; условий для создания единого образовательного · изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании; · определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста и интересов и особенностей развития; · развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта; · создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей; · воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве; · сохранение психического и физического здоровья обучающихся. · развитие творческих способностей и творческой активности обучающихся; · развитие познавательных интересов обучающихся; · формирование мотивации успеха; · создание условий для самоутверждения и самореализации личности Образовательная деятельность по реализуемым общеобразовательным программам направлена на: o o o o o o o дополнительным формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; o социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; o формирование общей культуры обучающихся. Реализация дополнительных общеобразовательных программ осуществляется в течение всего учебного года. В настоящее время дополнительное образование детей в школе представлено следующим рядом направлений: игры Физкультурно – это направление предусматривает «Подвижные снятие у обучающихся народов мира» спортивное статистического напряжения, «Спортклуб» увеличению их двигательной активности, укреплению здоровья средствами физической культуры, активному отдыху. направление создает «Наши руки не знают Художественно- это благоприятные условия для скуки» эстетическое творческой деятельности детей, направленной на организацию «ситуации успеха», формирует и развивает празднично- игровую культуру детей, реализует творческую способность талантливых и одаренных детей это направление предусматривает «ДЮП» Социальноформирование у обучающихся «Юнармия» педагогическое гражданской позиции, воспитание «Родной язык толерантности, правильной (татарский)» жизненной позиции в обществе, «ЮИД» помогает освоить особенности «Разговор о коммуникации в современном мире, правильном питании» «Мы – исследователи» дают осознать важность владения собой для достижения успехов в личной и общественной жизни. Содержание дополнительных общеобразовательных программ направлено на создание условий для развития личности обучающихся, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия обучающихся, приобщения к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности каждого обучающегося, укрепление психического и физического здоровья, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. В дополнительных общеобразовательных программах содержится комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. В программы включены учебно-тематические планы, календарные учебные графики, оценочные и методические материалы, а также представлены ожидаемые результаты на разных этапах освоения программы, структура и формы организации образовательного процесса. В творческих объединениях обучаются дети в возрасте от 6,6 до 17 лет. Численный состав объединений устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», согласно Положению о дополнительном образовании МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак. Организация образовательного процесса предусматривает использование различных форм организации занятий (групповые, индивидуальные, со всем составом детского объединения и др.). Группы дифференцируются по годам обучения (1 год обучения, 2-й год обучения, 3-й год обучения), по охвату (групповые и индивидуальные занятия). При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Формой подведения итогов реализации программы являются: общешкольные мероприятия, праздники, концерты, участие в смотрах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и спартакиаде. Дополнительным образованием в школе охвачены все возрастные категории учащихся. Продолжительность освоения программы по годам определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей, с учетом социального заказа и утверждается директором школы. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 2 до 4 часов в неделю. Расписание составляется в соответствии с требованиями санитарно- гигиенических норм с учётом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей. Продолжительность одного занятия следующая: · с обучающимися младшего возраста занятия длятся от 30 до 45 минут, с перерывом 10-15 минут; · с обучающимися среднего возраста 45 минут с перерывом 10-15 минут · для школьников среднего и старшего возраста – от 1до 2-х часов. Приём детей в творческие объединения осуществляется по желанию учащихся. Школа является не только образовательным, но и творческим центром аула, поэтому, чем шире будет диапазон кружков, детских объединений, клубов, тем больше будет возможность выбора и применения, развития способностей учащихся Учебно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку. Для отслеживания результатов деятельности обучающихся, изучения уровня УУД в детских объединениях дополнительного образования проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование и т.д. Хорошим показателем работы является участие детского объединения в мероприятиях, конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, фестивалях и т.д. Информация об актуальных и запланированных курсах, занятиях, других формах работы в рамках внеурочной деятельности, реализуемых в МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак размещается в план - сетке. Учебный план дополнительного образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 аул Малый Барханчак на 2022 -2023 учебный год направление Художественно - эстетическое Социальнопедагогическое «Наши руки групповая не знаю скуки» «ДЮП» групповая 1 11-12 1 15 1 9-10 1 15 2 68 «Юнармия» групповая 1 12-13 1 14 2 68 «Родной язык групповая (татарский)» «ЮИД» групповая 1 7-15 1 15 4 136 1 11-12 1 15 2 68 групповая 1 7-10 1 15 2 68 групповая 1 13-14 1 15 1 34 1 6,6-10 1 27 3 102 1 15-17 1 15 2 68 «Разговор о правильном питании» Физкультурнооздоровительно е Всег о часо в вгод 68 Всего часов в недел ю 2 Название объединения Форма организации деятельност и «Мы – исследователи » групповая «Подвижные игры народов мира» «Спортклуб» групповая Год обучени я Возрас т лет Колво груп п Колвоучащихс я Пояснительная записка Учебный план внеурочной деятельности МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии со следующими нормативными документами: · Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; · Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; · приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; · приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; · Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; · Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; · СП 2.4.3648-20; · СанПиН 1.2.3685-21; · основной образовательной программы НОО,ООО,СОО · Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729 -р). · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» · Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ 09-3242 318.11.15г.) · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» · Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» «Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Цель курса: расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине, с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии, с опорой на уроки и опыт прошлого. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир». Задачи курса: - содействие обучающемся в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне, в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; - помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; - обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности. В соответствии с возрастными особенностями школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде определенных фактов и понятий, представлений. Именно представления позволяют приблизить ученика к сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности. Попутно факты и представления при их анализе и осмыслении содействуют формированию сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей). Место предмета в учебном плане. На изучение курса «Разговоры о важном» согласно Учебному плану МКОУ СОШ№16 аул Малый Барханчак отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.